Поиск по этому блогу

пятница, 29 августа 2014 г.

Камит Савай Один рубль

Камит Савай    Один рубль

          На дворе была осень. Советское время, начало 1980-годов. Листья желтели на деревьях, шли дожди. Тоскливо, сыро на улице. Солнце появляется  редко, оно уже не так греет. Я  с друзьями лежу дома. Утро давно миновало, дело уже шло к обеду. Мы с друзьями втроем снимали квартиру у одного русского деда с бабкой, в районе  Рабочего городка города Фрунзе (ныне Бишкек). Квартира эта была половиной дома из двух комнат. Дом был небольшой, старый, саманный, с небольшим огородом. Во второй половине жили хозяева, дядя Иван и его жена Марфа. Двор был общий,  и туалет в конце огорода. Мы - это, собственно я, молодой работник вуза после окончания политехнического института, и мои друзья - Тагай, врач-ординатор, свежий выпускник мединститута и Сатар, тоже медик, они однокурсники. Все мы были холостыми. Так вот, втроем лежим, каждый на своей кровати, сегодня суббота и вроде день отдыха.
Вчера были у нас гости, один друг наш Алман пришел с двумя девицами. Посиделки устроили прямо в огороде, так сказать на природе, приготовили плов на костре, попели свои коронные песни, выпили водки, потом вино, в конце и пиво. Как всегда в самом разгаре посиделок, когда только разогрелись,  где-то в районе 11 часов вечера хозяин дядя Иван поднял тревогу, которая оповестила нас, что пора закругляться и соблюдать тишину для спокойного сна хозяев. Мы, естественно, не хотели так рано закругляться и задерживали сон дяди Ивана. Дядя Иван, наш хозяин, был небольшого роста, худенький,  с рыжим лицом и маленькой бородкой, ходил с палочкой. Ему было лет за 70, давно на пенсии. А жена тетя Марфа была крупной женщиной, раза три больше дяди Ивана. Она была женщиной молчаливой, мало говорила. Постоянно что-то делала, то у нее заготовки на зиму, то еще что-то, в общем, ей было не до нас. Но после второй тревоги, когда он, то есть дядя Иван, уже не кричал, а показал свое грозное лицо с маленькой бородкой на горизонте, когда мы все еще сидели во дворе, стало ясно, что пора действительно закругляться, и гости стали собираться. Потом, когда гости ушли, мы зашли уже домой, втроем еще долго сидели и разговаривали и поздно легли спать. Кстати, последние дни после работы так проходили все вечера, и деньги быстро закончились. Сначала у меня, потом у Тагая, затем у самого бережливого Сатара. Тагай был такой спокойный. Смуглое худощавое лицо. Такое мужественное, как у комиссара Каттани из известного фильма «Спрут»,  прическа тоже почти как у него. Сатар был небольшого роста. Он был самым маленьким среди нас троих, с рыжеватым лицом и был немножко плотнее, чем мы. Из-за своего роста он очень комплексовал. У него все туфли и сапоги были с высокими каблуками, чепчик был у него в два раза больше высоты, чем его размеры головы и то не дотягивал до роста Тагая. Сатар у нас еще был самым аккуратным и чистюлей. У него в гардеробе был полный порядок, рубашка к рубашке глаженные и чистые, костюмы и пальто как после химчистки. А туфли и сапоги его в отличие от наших были всегда блестящие, начищенные. Еще в отличие от нас, у него не было проблемы второго носка. Они у него аккуратно лежали всегда парами в шкафу. Мы все знали, если что-то валяется, это только не Сатара, или мои, или Тагая вещи.
Дяде Ивану, наверное, делать было нечего, кроме того как ухаживать за собачкой по кличке Тимка и шпионить за нами. Тимка понятно, она была дворняжкой. Маленькая, худенькая, противная собачонка. Постоянно лаяла, увидев меня. Дядя Иван все подозревал меня, что я иногда бью Тимку. Я каюсь – да, не любил я Тимку, но старался бить аккуратно, и то когда дяди Ивана не было видно на горизонте. Тагай с Сатаром тоже потихоньку поругивали ее за лай. После ежедневных всяких замечаний дяди Ивана мне надоело все это слышать  и  я написал инструкцию по правилам поведения на съемной квартире. Инструкция висела на видном месте, на входной двери и выглядела так:
1.     Открывать ворота в дом тихо, ключи поворачивать медленно и тихо, открывать ворота не полностью, ровно настолько, чтобы можно было быстро войти. Следить, чтобы Тимка не убежала на улицу. Закрывать быстро и аккуратно, не хлопать сильно, закрыть на ключ тихо и на засов, не забыть вынуть ключи и проверить еще раз не выскочила ли Тимка на улицу.
2.     Если идет дождь, снег или слякоть на улице, то обувь почистить во дворе, на краю огорода и идти по дорожке туда и обратно, потом почистить и дорожку, убрать грязь с дорожки в огород.
3.     Не бить Тимку, даже если громко лает, почаще звать ее Тимочкой.
4.     Не кормить Тимку чем попало, кормить только ливерной колбасой!
5.     Не сорить во дворе и в туалете. В туалете не бросать окурки, не курить, пользоваться только своей бумагой, не трогать бумагу слева!
6.     Гостей не оставлять на ночлег, время ухода гостей в 23 часа!
7.     Не приглашать больше троих гостей строго!
8.     Петь можно только до 22 часов, только не громко!
9.     Смеяться к месту, тоже не громко до 22 часов!
10.                         Плов во дворе готовить на казане, но не более одного раза в неделю, экономить дрова! Одну тарелку плова передать дяде Ивану!
11.                         Не двигать кровати после 23 часов!
12.                         Громко не разговаривать и не смеяться в комнатах после 23 часов!
13.                         Зимой строго экономить дрова и уголь, насыпать больше одного ведра угля на ночь строго запрещается!
14.                         Не шуровать кочергой в печи после 23 часов!
15.                         После 23 часов пиалками и стаканами не чокаться, соблюдать тишину!
И еще пару пунктиков немножко с ругательными словами, о содержании которых знали только постоянные жители.

Вот лежим и думаем, что будем есть сегодня. Этот вопрос поднял как всегда нетерпеливый Сатар. После вчерашнего у всех и головы побаливали.
- Ну что мужики, я говорил вам, что не надо приглашать никого, вот теперь давайте думать, что делать, - сказал Сатар.
Действительно, до получки еще далеко, где взять деньги, тем более  сегодня суббота, нерабочий день.
- Может, поедем на грузовую станцию, поработаем на выгрузке лука из грузовых вагонов, заработаем и доживем до зарплаты, - предложил Тагай.
- Конечно, поехали, а что лежим итак, позовем еще пару братишек и поедем, - поддержал я.
Тогда на железнодорожной станции Сокулук (пригород Фрунзе) действительно выгружали вручную мешки с луком и давали хорошие деньги по тем временам.
Я позвал одного братишку, они тоже позвали по одному. Собрались шесть человек, теперь мы могли справиться вшестером с одним вагоном лука. Поехали, точнее, пошли пешком в целях экономии, до автобусов, которые ходили в Сокулук. Нагребли мелочь, которая была у нас, и оплатили за проезд. Благополучно добрались до Сокулука и дальше дошли пешком до железнодорожной станции.
Тагай пошел узнать насчет выгрузки вагонов и вскоре пришел и сказал, что надо подождать. Слава богу, что была вода, которая текла из крана беспрерывно во дворе станции. Пили по очереди воду и просидели до обеда. Народ ходил туда и сюда. Мы даже по очереди поспали часок. И вот, еще раз сходив к начальству Тагай нас обрадовал, что вагоны для выгрузки вряд ли будут сегодня. Мы все расстроились, Сатар как всегда забил тревогу:
- А если не будет вагонов, то как мы уедем отсюда, у нас же денег на обратную дорогу нет.
Остальные почему-то были очень спокойны. Не переживали что-то из-за этого. Все думали, ну, в крайнем случае, пойдем пешочком, это километров 10-15 за какие-то часа три осилим дорогу до города.
Но когда Тагай сходил еще раз и обратно пришел ни с чем, тогда все поняли, что нам придется туго и никому не охота было идти пешком до города. К тому же все проголодались, ни у кого не было денег. В ожидании работы и денег, у братишек взяли деньги,  купили и съели по пирожку еще после приезда в Сокулук, на железнодорожную станцию.
Я сидел, сидел и вспомнил, что у меня есть рваный один рубль. Он гад разорвался пополам как-то у меня, хорошо я его не выбросил, хотя много раз хотел выбросить, но почему-то думал, может пригодится. Тогда в магазинах склеенные деньги вообще не брали и не меняли нигде. Это был обыкновенный советский один рубль бледно желтоватого цвета, но разделенный на две равные части. И еще он был надежно спрятан во внутреннем кармане курточки. В таком виде этот рубль нигде не возьмут. Держал в руках рубль и долго думал, что делать. Скоро уже втроем думали и смотрели на рваный рубль в моих руках.  Не прошло и часу после этого, как меня посетила великая мысль, как склеить этот рубль. Собрал со всех пять копеек и самого младшего братишку Таланта отправил за пирожком в станционную столовую. Скоро он притащил свежеприготовленный румяный пирожок с мясом. Оставил с внутренней стороны пирожка немного свежего теста, остальное по-братски разделили между всеми и съели.
Так вот в этот маленький кусок теста добавил слюну и из этой массы склеил рубль. Посмотрели, подождали немножко, чтобы высохла масса клеевая. Тагай держал, я гладил и клеил, гладил и клеил. Вот так аккуратно и немножко погодя посмотрели на рубль, и он нам кажется уже почти целехоньким. Затем позвал шустрого второго братишку, Манапа, сказал ему, чтобы он пошел и за этот рубль купил маленький стаканчик семечек у старушек, торгующих перед зданием станции. Тут ходили работники, поезда пригородные останавливались, народу много и было кому купить семечки.
- Вы что, если меня поймают, сдадут еще в милицию, - отказывался он.
- Так, кто же пойдет с этим рублем на покупку семечек, - оглядел братишек я.
Но никто не рвался, все смотрели на рубль и боялись. Все же видели, как я долго колдовал над рублем, склеивал с Тагаем.
- Я пошел бы, но если пойдет помоложе мальчик, то бабули особо не будут смотреть и изучать рубль и вернут сдачу вместе со стаканчиком семечек,  -  убеждал я.
Но на мои уговоры никто не клюнул, Манап всех напугал милицией.
- Тогда придется ждать, когда немножко сумерки опустятся и не будет сильно ярко. Тогда, может бабули потеряют бдительность, сказал я.
А так специально пошел и долго наблюдал, как торгуют бабули. В основном им давали железные монетки, но когда им давали бумажный рубль, то они смотрели обязательно на деньги, потом клали их в карман, давали сдачи и семечки. Особенно бдительно смотрела та, которая справа от станции. Я ее с самого начала заметил, что-то она не нравилась она мне. Надо подойти и еще долго выбирать, конкуренция и есть конкуренция, кто-то из бабуль не выдержала бы и сказала:
- Сынок, возьми мои, смотри какие хорошие.
Ну, теперь все терпеливо ждали момента, когда же наступит время «ч». К этому времени, прошло уже много времени с момента склеивания и мой рубль опять раздвоился и расклеился. Посмотрел на рубль и чуть не заплакал. Я еще раз попросил Таланта, найти кусочек теста из пирожков, на сами пирожки денег не было. Талант еще раз пошел в столовую и через полчаса вернулся с куском от пирожков.
- Вот ты молодец, как ты умудрился, какой дурак тебя угостил, спросил я.
- Лучше не спрашивайте, только их в рот не ложите, я их подобрал с остатков пищи со стола, кто-то спасибо ему, не доел эти пирожки, ответил Талант.
Ну, я естественно обрадовался и мы с Тагаем еще раз перешли к операции «Склеивание рубля». Повторили все заново по знакомой технологии и в какие-то полчаса операция была завершена. Теперь осталось поставить точку и купить стаканчик семечек у бабушек. Стаканчик семечек, который маленький, стоил пять копеек. Представляете, бабуля должна была вернуть нам сдачи девяносто пять копеек.
То ли голод взял свое, то ли надоело все это, Манап уже сам напросился идти за семечками. Мы ему дали добро и проинструктрировали еще раз.
- Иди спокойно и уверенно, не смотри по сторонам, не волновайся, не дергай рубль туда-сюда, держи как держишь, когда ей даешь то давай той стороной, где нарисован большой герб, не перепутай, отдавай в раскрытом виде. Как только бабуля даст стаканчик, то его сразу высыпай в свой карман, сдачу долго не пересчитывай, посмотри и сразу положи в карман. Отходи уверенно, не беги, сразу иди в сторону остановки автобуса, скоро автобус должен подъехать, если повезет, то все сядем на автобус, ну давай, с Богом, сказал напутственно я.
Остальным всем сказал, чтобы пошли в сторону остановки автобуса. Все хотели посмотреть, как Манап купит стаканчик семечек, возьмет еще сдачи. Несмотря на мои угрозы, только Тагай пошел в сторону остановки, остальные остановились на полпути и смотрели на Манапа.
А Манап молодец, наверно он не первый раз обманывал бабушек, с высоко поднятой головой и уверенным шагом пошел туда, где стояли бабули. В один момент пока он шел, одна из бабуль, которая менее бдительная начала собирать мешок с семечками, чтобы уйти. Хотел я уже крикнуть Манапу, чтобы он быстрее пошел. Но от волнения не мог крикнуть, все слова застряли в горле и у меня ничего не вышло.
Манап молодец, пока вторая бабуля не заметила, как первая уже собиралась, оказался рядом с ними. Время, которое потратил Манап на покупку стаканчика семечек и получения сдачи, показалось мне вечностью. Я и мои соратники стояли рядом  друг с другом, у меня аж коленки задрожали. Он уверенно дал один рубль, даже попробовал семечки на вкус. Бабуля так посмотрела на рубль и положила в карман, отсыпала семечки в маленький стаканчик и вручила Манапу. Сразу же начала считать монеты и посчитав вернула сдачи. Манап действуя по инструкции посмотрел на монетки и сунул их в карман и пошел восвояси, в сторону остановки.
Великолепно, дело было сделано. А в это время показался наш автобус спаситель, который ходил в сторону автовокзала от железнодорожной станции. Вся наша орава по моей команде села в автобус, последним вошел наш герой меняла Манап. Все дружно, чуть ли не хором приветствовали его. Он тоже довольный и слегка смущенный вернул мне сдачи с одного рубля и стаканчика семечек.
- А семечки, спросил я смеясь и начал считать сдачу. Все правильно, бабуля точно отсчитала. Манап всем раздал семечки и в этот момент водитель крикнул:
- Семечки не щелкать в салоне автобуса.
Заплатили по 3 копейки, доехали до автовокзала, дальше сели в автобус, заплатил по 5 копеек и мы в городе. В автобусе по дороге в город с двумя мужиками проспорил на разгадывание кроссворда, такой обычный географический кроссворд в газете. Они что-то мучились, ругались друг с другом пока я не вмешался.
- Что ты такой умный, мы тебе дадим по одному рублю, если нам разгадаешь весь кроссворд, сказал один из них.
- Да запросто, только если честно, сказал я.
Что-что, географию-то я знал назубок, географические кроссворды щелкал как семечки Манапа.
Пока автобус доехал до города я заработал еще два рубля, и мы были спасены. Был у нас и ужин на всю армаду. Дальше все пошло хорошо.
Мы еще долго вспоминали тот счастливый один рубль, хорошая рука у той бабули, продавца семечек, извините и простите нас.
Я после этого  случая рваные деньги не выкидывал, все время хранил их во внутренних карманах костюмов, вроде талисмана, удивляя тех, кто не знал об этом нашем счастливом случае с одним советским рублем....

Комментариев нет:

Отправить комментарий