Поиск по этому блогу

пятница, 29 августа 2014 г.

Камит Савай Пельмени

Камит Савай     Пельмени

Один мой друг по имени Радбек работал в крупной энергокомпании директором одного из подразделений. Иногда, в обеденное время или вечером после работы собирались и кушали вместе, рассказывая друг другу новости, анекдоты и т.д. И однажды вечером я его пригласил в один из кафе в Бишкеке, где очень вкусно готовили, особенно пельмени. Когда мы с друг другом поздоровались и перешли к выбору блюды, то естественно я предложил покушать пельмени. Он что-то сразу не думая отказался от пельменей.
- Ты не представляешь, как здесь вкусно готовят пельмени, впрямь как домашние, - похвалил я.
- Спасибо, я знаю, что-нибудь другое покушаю, - отрезал он.
- Да ты что, хотя бы один раз отведай, ничуть не хуже пельменей в кафе "Сон-Куль" в  советское время, - не отставал я.
- Я знаю, но я не могу есть пельмени, - сказал он листая меню.
- А что, они диэтические, попросим не добавлять ничего, кончай ты, что желудок заболел или дома пельменей наелся, - пошутил я.
- В том то и дело, я этих пельменей наелся до конца жизни и не хочу даже вспоминать, мне плохо становится при слове "пельмени", - возмутился слегка он.
- Да ладно, что они тебе  сделали, очень даже вкусненькие, особенно "сибирские", мм-мм, - сказал с восторгом.
- Давай, я тебя прошу, что-нибудь другое покушаем, а про пельмени я тебе одну историю расскажу, которая приключилась со мною много лет назад, - предложил он.
Пока официанты несли наш заказ, он рассказал мне эту смешную историю:
- Тогда в середине 90-х годов прошлого тысячилетия работал там же где и сейчас. Все шло как-то тихо, размеренно, не было никаких изменений, утром на работу на переполненных маршрутках и обратно также вечером с одной еще пересадкой.  Каждый раз в главке поднимался вопрос о выделении мне служебного транспорта, каждый раз все поддерживали, но, как только вопрос почти был близок к решению, наверху менялось начальство, то денег не хватили в конце года. В общем я уже привык ходит пешком, успокаивая себя, что это полезно для здоровья.
Однажды, в обыкновенный зимний день случилось неожиданное событие, которого в принципе ждал очень долго.
Позвонили из главка и сказали:
- С вас "суюнчу" ("плата" за радостную весть), дадите, тогда только скажу, - говорили на том конце провода из гаража главка.
- Ой какие вопросы, конечно, обещаю, - взволнованно сказал я.
- Тогда танцуйте и слушайте, вставайте, - приказали там.
Я встал, честное слово, обнимая телефонный аппарат и приложив ухо к трубке начал танцевать, думая, "наверно деньги выделили на покупку служебной машины".
- Теперь спойте, - приказали там.
Я вспомнил свою дежурную песню и начал петь.
- Погромче, - приказали опять.
Я начал петь на всю мощь,  услышав мое пение заглянула секретарша, на нее махнул рукой и продолжал петь.
Она с открытым ртом, стоя слушала мою сольную песню с отвратительным голосом.
- Ну всё, говорите, - устало сказал я, остановив пение.
- Вам выделили служебную машину ВАЗ-2109, почти новая, но надо ее забрать из нашего Жалал-Абадского филиала немедленно, все бумаги возьмете у меня, не забудьте "суюнчу", - завершил свое мучение добрый вестник.
- Оо-о, "девятка", отлично, спасибо, сегодня же заберу бумаги, - радостно закричал я.
В своих мыслях я давно мечтал о новой "Волге", но "девятка" тоже ничего, за то мало кушает бензин, - думал радостно я.
Привел в чувство ошалевшую секретаршу и приказал немедленно обмыть это дело.  На следующий день уже на самолете добрались с водителем в Жалал-Абад и поехали по дороге Ош-Бишкек обратно домой. Машина была всего годичной давности, Жалал-Абадцы ее "хорошо" эксплуатировали, не жалея сил и машину, в общем за год они ее изрядно "добили".
Мой водитель остался недовольным:
- Ее бы отремонтировать немножко здесь, потом только бы ехать, а то дорога тяжелая, она в таком состоянии может не осилить, - предположил он.
- Да ерунда, доедет может как-нибудь, она же почти новая, тем более денег на ремонт не взяли и вряд ли бы дали, - сказал я.
Вот так я его успокоил, мол, в Бишкеке ее подремонтируем и все будет нормалек.
Ехали нормально, ехал я довольный, даже пел, хвалил автопром России и преимущества машин "ВАЗ". Машина не подводила, ехала ровно пока не начались крутые подъемы и спуски за Токтогулом. В то время дорога была ужасная, везде были объезды, лужи, камни, трещины и т.д. В основном ездили грузовики "КАМАЗы", легковушек тогда было очень мало на дорогах, только редкие "Москвичи", да "Волги". Как и предполагал мой опытный водитель, в одном из подъемов в ущелье Чичкан наша машина начала дергаться и чихать,  и в конце остановилась как вкопанная. Неоднократные попытки водителя реанимировать ее ни к чему не привели, главное, он раньше водил автобус и не очень понимал эту "девятку".
- В двигателе автобуса и то меньше всяких заморочек чем здесь, черт поймешь, для чего все это напичкано, - возмущался он.
Дело шло к вечеру. Милое и красивое ущелье Чичкан стало казаться уже совсем не милым, даже суровым. Дул холодный пронизывающий ветер, слышно было только шуршание реки Чичкан и звуки редко проходящих машин. Кругом были голые каменные отвесные скалы и шел небольшой снег.
- Надо оттащить ее до города, здесь мы ничего не сможем сделать, - вынес окончательный вердикт водитель.
Голосуя какие-то пару часов, удалось остановить машину, водитель которой согласился оттащить машину не до города, а до близлежащей точки где есть люди, то есть до столовой "Пельменная", которая оказалась неподалеку отсюда. "КАМАЗ" притащил нас туда и остановились рядом с постройкой, где висела небольшая табличка "Пельменная". В то время в ущелье почти не было питейных заведений, в основном останавливались в этой столовой. Мы с водителем покушали пельмени, они были отменные, оттого что долго стояли проголодались, поэтому, поели по две порции. Потом с трудом удалось отправить водителя в Бишкек за запчастями, а я остался сторожить машину, как никак казенная, если не смотреть, то тогда "хорошие люди" могли ее "почистить" очень даже быстро. Водителю приказал взять деньги на работе и быстрее купить запчасти и  вернуться вечером следующего дня. Чтобы не украли что-нибудь из машины я лег в салон, но ночью проснулся от ужасного холода и неудобства салона для сна. Зашел в столовую погреться, к счастью,  она работала круглосуточно, люди постоянно заходили и уходили. Столовая состояла из двух длинных комнат, это был бывший вагончик, также была пристроена кухня и комнаты, где жили работники.  Это сейчас вместо этих хибар огромный двухэтажный дворец и пристройки, но название осталось таким же, кафе "Пельменная". Тогда на кухне были огромные казаны, где готовили только пельмени. Просидел внутри столовой немного, попил чай, от горячего чая скоро согрелся и уснул оказывается там же, где сидел. Меня разбудила работница кафе, по-моему "главная" здесь, судя по ее весу и командному голосу, нехорошо и недовольно  посмотрела  на меня и попросила выйти, так как, вроде  клиентам не хватало мест. На улице уже рассветало, но было жутко холодно. Чуть погодя, когда освободились места я зашел обратно в столовую и поел пельмени. До обеда как-то убил время, сходил на речку помылся, вода была холодная как из ледника, с трудом помыл глаза и лицо. Осмотрел немножко окрестности, походил и нашел укромные места для справления нужды.
Кругом была красота, высокие белоснежные горы, вечнозеленые высокие ели, накрытые полосками снега, рядом с шумом протекала речка Чичкан с очень холодной и бурлящей водой, устланная камнями разного калибра по всему руслу, некоторые из них были нереально огромные, валуны размером как половина машины "КАМАЗ".
Пообедал не спеша, хорошо, опять пельменями, долго протягивал время за чаепитием. Познакомился с работницами и работниками, с "главной", которая на меня все еще "косо" смотрела, я обьяснил всем свое постоянное присутствие и просил извинения. А "главная" вроде понимающе кивала, но как я понял, до конца не одобряла мое постоянное околачивание. До вечера узнал весь процесс приготовления пельменей, просидел долго возле казанов, там было тепло. Вечером водитель не объявился, мне пришлось опять покушать пельмени и пить чай с лепешкой. Ночь провел также, чуточку в машине, когда народу было мало в столовой, то заходил туда, меня уже не выгоняли, но просили потесниться и занимать поменьше места, желательно в углу, когда народ прибывал.
Утром все повторялось заново, как в фильме "День сурка" с Билл Мюррей, Энди Макдауэлл в главных ролях. Те же лица, тот же распорядок дня. Позавтракал все теми же пельменями, но с трудом осилил порцию. Что-то не щли они. Уже стал местным, помогал принести воду и таскал ведра. Кочегару помог готовить и рубить, таскать дрова. Время стало проходить быстрее и живее.  Вечером опять таки водитель не объявился и я начал его вспоминать нехорошими словами. Тогда не было сотовых телефонов, таксистов тоже не было. В общем, с городом связи никакой. Третья ночь была самой сложной, народу в столовой было постоянно много и я не мог туда заходить и пришлось провести время между машиной и казанами. Мне уже поручали посмотреть за казанами, когда не успевали разносить пельмени, то я начал помогать девушкам. В общем, я вроде окончательно вошел в доверие, рассказывал им анекдоты, байки во времена затишья. Ночь была для меня рабочей и себя уже почувствовал членом этого небольшого коллектива. Хозяева были верующими татарами и запрещали употреблять спиртные напитки и их даже не продавали. Единственное что меня беспокоило, это необходимость утром опять кушать пельмени, они мне за три дня так достали, что я уже смотреть на них не мог, не то что есть. Но других вариантов тоже не было. Я с завистью начал смотреть на тех, кто кушал что-то другое, чем пельмени. То водители или их пассажиры кушали мясо или что-то другое, которые их приносили с собой. Работники кухни что-то готовили для себя, но я еще не  осмеливался просит дать мне тоже. На следующий день утром я точно не мог кушать пельмени. Я чувствовал, что как будто пропах этими пельменями, ими вроде пропахли все, моя  одежда, машина, руки, везде. У меня началась жуткая отрыжка пельменями, я даже "пускал" воздух пельменями.
Они мне снились даже ночью во сне, как будто наевшись пельменями у меня живот стал огромным и я не мог ходить и даже вставать с места. Несмотря на это мне несли и несли эти пельмени девушки из столовой, даже их "главная", которая меня не взлюбила,  тоже носила, а я лопал все подряд. В один момент, из моего огромного живота начали выходить пельмени. От страха я проснулся, оказывается меня будила  та же "главная" и просила, чтобы я не храпел и не кричал во сне, мешая кушающему народу.  Вышел на улицу, покурил, даже сигареты отдавали запах пельменей, особенно когда выдувал дым сигареты.  Потом вспомнил, что я сегодня хотел заказать что-нибудь другое кушанье и пошел на кухню. Как обычно посмотрел, нет ли пустых ведер, пошел за водой и притащил два ведра воды.  Затем попросил одну из девушек:
- Если есть возможность, можно мне с вами покушать что-нибудь, ради Бога только не пельмени или  дайте картошку или мясо, чтобы я сам мог что-нибудь приготовить, я заплачу, - сказал я жалобно.
- Да не надо, хорошо, когда будет готово мы вас потом позовем, - сказала она.
У меня поднялось настроение, я даже позабыл на время о водителе и о машине, все время думал, чем же меня накормят на обеде. Потом подумал в одно время, когда вспомнил, что я четвертый день не чистил зубы, сегодня только помыл с мылом руки, не менял одежду и ходил в одном и том же, что к черту это машина и может уеду в город. Но потом с ужасом представлял, если оставлю без присмотра машину, как меня будет ругать начальство и может даже отдадут под суд за разбазаривание государственного имущества. Начал успокаивать себя, мол терпи, если хочешь на служебной машине кататься...
И вот наконец долгожданное время обеда наступило. Я с таким нетерпением ожидал тот миг, когда я начну кушать что-нибудь, хотя бы яйца куринные без ничего, только не пельмени. Сидел в холодной машине в надежде, что меня позовут, но меня никто не звал. Я не выдержал и вошел в столовую, народ еще был, несколько только человек. Я сел на свое привычное место и ждал. Наконец появилась та девушка, которая обещала мне другую еду. На мой радостный взгляд она сразу вспомнила, что мне обещала:
- Ой байке (дядя), извините, народу много, сами еще не кушали, там почти готово, все мы вместе покушаем жареные рожки с мясом, - обрадовала она меня.
И тут неожиданно, откуда не возьмись появилась "главная" и почти крикнула:
- Там самим не хватает, дайте байке пельмени.
Услышав это мне стало плохо, я буквально вылетел из столовой и пошел в сторону гор, чтобы, извини не к столу сказано, в общем я освободил долго и мучительно свой желудок.
Я уже ненавидел не только пельмени, но и эту столовую со всеми окружающими прекрасными окрестностями, красивое ущелье, вместе с этой шумной противной речкой.  Обиженный на весь мир лег в машину и от холода еще больше меня трясло. Вот так и я заболел, жутко простыл и испортил желудок. Персоналу как всегда не до меня было, люди шли и шли потоками и их не было конца. К вечеру только про меня вспомнила та девушка, имена их уже не помню, которая обещала мне жаренные рожки и пригласила меня поесть на кухне, рядом с казанами. Сначала я сказал быстро, "спасибо, я потом", но чуть погодя понял, что поспешил и ковылял к казанам. Когда она мне принесла пол тарелки рожки с мясом я чуть не заплакал, но не показал виду и стал есть с каким-то остервенением, как голодный щенок, боявшегося, что у него отберут еду.   До сих пор у меня перед глазами эти рожки в тарелке с переломанными краями. Мне казалось, что вкуснее еды кроме жаренных рожек нет на этом свете. Я прикончил эти рожки за пару минут, мне кажется и мой желудок, обоняние, все мои внутренние органы наверно удивились этому событию. Готов был расцеловать эту девушку за ее припозднившуюся заботу. Меня охватила непонятная радость и воодушевление. Мир опять стал другим, добрым и красивым. Вышел на улицу и впервые за последние дни не почувствовал запах пельменей. Это было непередаваемое ошущение и счастье...
К моей радости добавилась еще одна приятная новость, наконец-то объявился мой механик, который привез эти долгожданные злополучные запчасти. Он с трудом узнал меня, измученного пельменями, обросшего щетиной, немножко грязнего и обветренного, больного. Он привез еще продукты, мясо, боорсоки, фрукты, водку.   Когда я его увидел, то обрадовался, как будто увидел свою родную маму. Его тоже готов был расцеловать, но я был его начальником и должность моя не позволяла делать это. Он долго извинялся, что не смогли быстрее приехать. Оказывается, мой водитель прибыл город только через день, что-то там случилось по дороге. На следующий день водителю пришла бумага и он срочно выехал в свой родной Нарын на похороны какого-то близкого родственника, попросив механика купить запчасти. Он должен был приехать из Нарына через день и потом выехать сюда, но в тот день механик не дождался водителя, он не приехал. Устав его ждать и  думая о судьбе начальника и сильно переживав, как сказал мой механик, он выехал на следующий день без промедления.
В то же время, моя жена узнав, что я застрял где-то в горах, подняла общереспубликанскую тревогу только на третий день и вслед за водителем приехали и наши энергетики из Токтогула.
Теперь вся армада заняла столовую и кушали пельмени, кроме меня, я ел мясо и пил водку для лечения. Про мои мучения я там не стал всем рассказывать, да бы не обидеть добродушных хозяек. Все смеялись, когда девушки рассказывали, что как я провел время, какой я хороший человек, помогал им таскать воду, рубил дрова, иногда помогал обслуживать клиентов.
"Главная", которая обрадовалась, что избавится от меня, даже шутила:
- Ой байке, возьмем вас на работу, поженим, вон сколько безмужних  ходят у нас.
- Остался бы, если готовили бы что-нибудь кроме пельменей, - пошутил я.
Потом быстро все отремонтировали машину и мы уехали наконец домой. Когда уезжал, то весь персонал провожал меня, что было очень трогательно. Я сам чуть не прослезился, покидая эту популярную в то время столовую и людей, которые работали на износ в тяжелых условиях в холодном ущелье.
После этого, дома я запретил жене готовить пельмени. Мои дети обожали пельмени, но кушали уже без меня, когда меня дома не было. Так я уже сколько лет не могу есть пельмени. Однажды, в прошлом году попробовал перебороть это и где-то в гостях хотел поесть, но не получилось, мне опять плохо стало.
- Так что, дорогой друг, пойми меня и не обижайся, что я отказался от пельменей, - сказал он.
- Да, интересная смешная история, я бы тоже не смог бы наверное после такого, - согласился я.
- Вот и наши лагманы, вот это другое дело, а ты говоришь пельмени, - воскликнул он увидев приближающегося официанта с подносом.
Когда я слушал эту историю смеялся до упаду и рассказываю всем, когда кушаем где-нибудь пельмени....





Комментариев нет:

Отправить комментарий