Поиск по этому блогу

суббота, 30 августа 2014 г.

Камит Савай Ночной спецтрамвай

   Камит Савай  Ночной спецтрамвай

          В институте наконец-то началась производственная практика после летней сессии. Я закончил 4-курс. Началось лето 1981 года в Киеве. В это время здесь то дожди, то солнечно, погода соблюдает очередность. Солнце тоже не очень долго радует. Жили мы четыре студента из Кыргызстана в одной комнате. В одной комнате полагалось жить по три человека. Я спал на раскладушке, поэтому,  в комнате как и в других комнатах было три кровати. Как заходишь слева была кровать Руслана, он заканчивал 2-курс. Любитель поспать, жареной картошки и цветомузыки. Над кроватью у него всегда висела табличка "При пожаре разбудить первым!". Руслан был знатоком смешных историй и текстов песен. Когда приходила его очередь готовить пищу, то мы знали, что будет жареная картошка.
Однажды он собрал цветомузыку, тогда было очень модно танцевать под цветомузыку, пригласил своих знакомых девушек из другого института, чтобы потанцевать под цветомузыку, но она подвела его на самом интересном месте в разгар вечера, от взрывов его цветоаппаратуры чуть не случился пожар, хорошо вовремя все потушили. Справа была кровать Армана, он был на курсе ниже меня, самый шустрый и общительный среди нас, любитель читать, поговорить по душам, немножко франт, обходительный, хорошо входил в контакт с женским полом, с ними же и хорошо танцевал. Дальше возле окна была кровать Сатара, он был на одном курсе с Русланом, смуглый, кличка у него была "черный", резкий по характеру среди всех, отличник учебы, не отставал от Армана по женской части, любитель поиграть в шахматы, карты и другие азартные игры. Ну я на раскладушке, ветеран среди всех, требующий к себе внимания как самому старшему, спокойный, начинающий лысеть, любитель поиграть футбол, баскетбол и другие активные игры, после Руслана любитель музыки, у меня был свой магнитофон "Маяк-202", ленточный, в то время один из лучших советских магнитофонов. Вот весь "боевой" состав команды кыргызов факультета вычислительной техники Киевского политеха. 
Многие студенты тогда подрабатывали, чтобы нормально одеваться и питаться. Стипендии было мало, родителей грузить не хотелось и я на 4-курсе начал работать грузчиком в одном гастрономе под названием  "Севастопольский". Студентам подрабатывать запрещали, но в качестве грузчика меня взяли. После занятий, часиков в два дня я приступал к своей смене. Свободное от работы время, когда машин не было, я сидел в Ленинской комнате и учил уроки. В нашей смене было три грузчика, дядя Коля, дядя Юра и я. Первые два дня работал много, уставал очень, кроме выгрузки машин, продавцы просили то ящики сдвинуть, то их складывать на склад и другие дела. То директор  просит с подвала вынести ящики и грузить в какие-то легковые машины. 
На третий день работы, во время обеденного перерыва, когда я сидел как обычно в Ленинской комнате заявился ко мне мой сменщик дядя Коля. Ленинская комната была единственным помещением, где было чисто, тихо и уютно. В углу был телевизор, стол накрытый красным дермантином, в другом углу был бюст Ленина из гипса, помещение было большое, это типа конференц-зала предприятия в современном понятии. Дядя Коля поздоровался и сразу перешел к делу, вид у него был неважный как обычно. Некоторые слова по понятным причинам не буду указывать из-за чрезмерно богатой ненормативной лексики.
- Ну как, студент, сидишь, учишься ...., - спросил он.
- Да завтра зачет, вот готовлюсь, - ответил я.
- Слушай, что ты все время пашешь ...., тебе що .... делать, - опять спросил он.
- А что я должен делать, - в ответ спросил я.
- Ты сиди себе и занимайся своим делом, то есть этой .... учебой, - сказал он.
- Я и сижу, когда есть время,  сказал я.
- Что ты все время выскакиваешь ...., ты нас как часто видишь внутри гастронома, - спросил он.
- Очень редко, директор то и дело заставляет меня вас искать, - сказал я.
- Так вот ...., ты нас не ищи ..., скажи ей, что ты .... не будешь искать, вообще сиди здесь, пока тебя не попросит директор или заместитель директора, всем ....скажи, кто тебя просит, что ты устал ...., только что выгрузил машину и имеешь право на отдых на час как минимум, за смену выгружаешь одну машину, этого достаточно, а остальное ....,  сказал он.
Действительно машин приезжали много, не успевали иногда выгружать их и они переходили на следующую смену. Особо тормозили, как я стал замечать, машины со спиртным, мясом, рыбой, некоторыми сортами колбасы и т.д. Без остановок выгружали хлеб, молочные продукты, всякие бакалейные товары.
Дядя Коля начал учить меня премудростям и секретам работы грузчика гастронома и я узнал очень много интересного. Оказывается тут столько секретов, о которых я не знал и не подозревал. Тут вообще целая наука.
Во-первых, оказывается, я не должен сразу приступать к разгрузке машин с товарами, о которых я говорил. Я должен был начинать свое неторопливое движение по выгрузке после того, как товаровед дает втихаря или бутылку чего-то, если это спиртные напитки или пиво, немного колбасы, сыра, масла, если это машина с такими продуктами, естественно или мяса, рыбы.
- Особое внимание дефициту ..., тут обычно присутствует лично директор или заместитель директора ...., товар спускается сразу в подвальное помещение. Тот кто присутствовал должен тебе дать немножко из того, что ты выгружал. Когда ты окажешься на подвале и увидишь дефицитные товары, которых нет на прилавке, то громко вырази свое удивление. Ну типа, «Не .... себе столько дефицита, народ то не знает, вот ....», причем скажи это все громко.  Директор или его заместитель, а кроме них и никто не спускается туда, попросит тебя промолчать за вознаграждение дефицитными товарами, теперь понятно ..., - учил он меня.
- А если мне они ничего не дадут, - хотел выяснить и такую ситуацию я.
- Тогда намекни ..., если намек ... не поймут, хотя они люди понятливые, то скажи, что хорошо было бы, если народ ... знал бы об этих товарах и все, - сказал гениально и просто он.
- Скажи, что ... мог бы гаркнуть на всю страну..., заключил дядя Коля.
Я его не знал оказывается, я думал, вот дядя Коля всегда навеселе, что ему немножко водки надо и все. Оказывается нет, у него дома есть дети и жена, много чего он несет домой, хоть и слегка выпивший. Он старожил гастронома, несмотря на жуткую текучесть кадров держится здесь пятый год. Его уважают, все товароведы его знают. Потом он начал меня учить, какие обычные «тарифы» на выгрузку. Тут надо записывать, все не запомнишь, дядя Коля все помнит наизусть и выложил мне все за какие-то три минуты.
После этого разговора я уже не хотел уходить из гастронома, а то собирался уволиться от этого заведения, тяжело начал работать.
Я здесь научился полностью выражать свои мысли с учетом ненормативной лексики. Мне помогали в этом не только мужики-грузчики, кроме них работали одни женщины, это остальная прекрасная часть, включая совсем молодых девушек продавцов.
Даже очень молодые девушки-продавцы говорили:
- Отнеси это туда ...., принеси это ...., коротко и предельно ясно.
После того, как я начал таскать продукты в общагу, авторитет мой неизмеримо вырос. На столе у нас появились продукты, о существовании которых начали забывать. Это копченая охотничья колбаса, сыр пошехонский, чешское пиво и другие очень дефицитные в то время вещи. У меня друзья даже начали спрашивать, нет ли там свободных вакансий грузчика. Мои друзья в комнате оборзели, даже начали выбирать, что они хотели бы покушать и попробовать. Руслан жарил картошку исключительно из упакованных в сетку, Арман все требовал белый «Мускат» из Кипра, Сатар экономил «Мальборо», покуривая его только с девушками.
Но очень большой фурор произвел, когда я притащил на вечер с девушками из технологического института вина из Кипра, бельгийский шоколад, сигареты «Мальборо» американские. Теперь и девушки стали меня сильно уважать. Никогда не думал, что работая грузчиком можно завоевать авторитет. Хотя я учился мало понятной тогда кибернетике и компьютерной технике. Каждый день что-то зарабатывал и носил домой, в общагу. Если я ничего не брал с собой, то было такое чувство, что проработал день зря. Мои соседи по комнате даже стали ждать моего возвращения после работы, в районе 11 вечера, не спали.
Вот так счастливо жили, пока я не встретил одного моего сокурсника Артема, он рассказывал, что договорился с практикой и подрабатывает на ремонте трамвайных путей. Днем отдыхает, делает свои дела и три раза в неделю ходит на ночную смену и зарабатывает 30 рублей в неделю. Великолепно, думал я, вот я каждый день работаю грузчиком и получаю в месяц 100 рублей, а тут всего за 10 выходов в месяц и получай те же самые 100 рублей. Тогда 100 рублей были большие деньги, если пирожок стоил 5 копеек, за 100 рублей можно было купить по студенческому билету, билет на самолет туда и обратно по маршруту  Киев-Фрунзе (бывшее название Бишкека)-Киев. 
С Артемом сходили по моей просьбе в депо трамвайное возле Лукьяновского рынка в Киеве, он меня познакомил со своим знакомым мастером Андреем Петровичем. Мастер сказал:
- Скоро утвердим график ремонтных работ, пока набирай команду из 6 человек, таких крепких ребят, работа ночная тяжелая, за смену платим по червонцу, в неделю может получится три выхода  или четыре, - сказал он.
- У меня как раз шестеро и есть, все нормальные, работать очень сильно хотят, всё бригада ждет, спасибо, я вам позвоню в пятницу ночью, - сказал благодарно я.
Артем по пути еще рассказал немножко о работе. Он работал в другой бригаде с друзьями.
- Главное во время выйти, работа не тяжелая, где-то пути укреплять плитками, бетонные работы, костыли бить, мастера будут показывать и все, -  сказал он.
 В общаге мое предложение приняли на ура, чувствовалось у ребят денег нет и все горели желанием подработать перед отправкой на каникулы домой. Всем хотелось принарядиться, купить новые шмотки, не поедешь же в старых к себе домой, а там встречи с родственниками и девушками.
Я тоже загорелся этой идеей, несмотря на хорошее продуктовое обеспечение, гастроном уже порядком надоел мне своими порядками и в последнее время спина немножко побаливала от больших нагрузок. Мое решение уйти из гастронома жильцы комнаты приняли очень плохо, хотели даже устроиться на мое освобождающееся место. Но мое предложение насчет ремонта трамвайных путей воодушевило всех. Бригаду я подготовил, туда кроме нас четверых вошел еще один туркмен Мухаммад из 2-курса и украинец Саша Жаботинский, его сокурсник. Желающих оказалось много, к нам же хотели еще два узбека и украинцы. Но я по блату оставил нашу шестерку. Вспоминая слова Андрея Петровича о физических параметрах членов бригады, я не хотел брать Мухаммада, но он как услышал об этом уже не отставал от нас и просто было жалко и неудобно говорить ему, что он не подходит по физическим параметрам. А так он внешне выглядел хилим и маленьким ростом.
Я ему сказал:
- Когда первый раз пойдем, не заходи вовнутрь депо.
А мастеру скажу так:
- Один опаздывает и присоединится к нам через некоторое время.
Это чтобы Мухаммада сразу не исключили из бригады.
В пятницу, как мы договорились, позвонил из автомата в общаге Андрею Петровичу, он сказал, что все по плану, все утвердили и в понедельник ночью, то есть в ночь с воскресенья на понедельник начинаем работу и сбор в полпервого ночи в депо.
Мое известие о начале работы встретили  радостными возгласами, даже меня пообнимали поздравляя по-очереди все, включая Мухаммада и Сашу. 
Как условились, в воскресенье ночью собрались в депо, Мухаммад остался на улице действуя по инструкции. Андрей Петрович посмотрел на нашу бригаду и сказал:
- Что там вас в Азии не кормят что ли, что такие хилые все, не нашел поздоровее ребят, - спросил он меня.
- Там они свинину не едят, поэтому они малюсенькие, - пошутила водительница спецтрамвая.
- Андрей Петрович, это вам с виду так кажется, они знаете в отличие от высоких и здоровых украинских ребят очень выносливые и жилистые, живучие, так они с малых лет работали кто на хлопке, кто на рисе, поэтому ростом только немножко не вышли, - начал хвалить ясвоих.
- Ну это посмотрим, черт побрал меня  согласиться, теперь у меня времени нет, придется с вами и работать, так сразу договоримся, если плохо будете работать, тогда извините, то откажемся с вами работать, - говорил Андрей Петрович.
- Кстати, а где шестой, вас же пятеро, - спросил все таки он.
- Шестой уже идет, - сказал я.
Хорошо, что я Мухаммада сразу не показал, если он нас считает хилыми, то увидев Мухаммада , он бы точно вернул  нас назад.
Ровно в час ночи сели на спецтрамвай, который возит рабочих на ремонт путей, это такой трамвай, почти как грузовик с кузовом, но ходит по рельсам на электричестве и кузов такой длинный, он в длину как обычный трамвай, поэтому кузов намного длиннее чем у грузовиков и еще он был низким, очень легко было в него взобраться. В этот кузов кинули инструменты и поехали грохоча по ночным улицам Киева. Жалко тех, кто жил особенно на узких улицах старого города, от шума этого спецтрамвая, наверное, просыпались некоторые или может привыкли. В час тридцать начали работу, первый день был трудным. Хотели все спать, сам тоже, днем сколько старался не мог уснуть, все делал вид что сплю, чтобы другие тоже спали. Начали выходить почти каждый день. Распределял по видам работ в зависимости от физических данных, Мухаммада не ставил туда, где надо было работать с тяжелым молотком. Голова этого молотка была как голова Мухаммада. Он с трудом поднял бы молоток, не то что еще при этом им бить костыли. Поэтому туда ставил Сашу Жаботинского, хотя он возмущался, говорил, что он все время с молотком этим гигантским. После третьего дня работы заметил, что энтузиазм угасает на глазах, движение ребят стали какие то ватные, не слышно было воодушевленных разговоров и анекдотов, посыпалась критика и со стороны Андрея Петровича.
Стараясь не подводить Андрея Петровича и рекомендатора друга Артема я решил встряхнуть наш маленький коллектив.
Собрал нашу бригаду вечером, хотя что там было собирать, Мухаммад с Сашой жили в соседней комнате.
- Мне вчера Андрей Петрович высказал ряд замечаний, поэтому нам надо исправить ситуацию, иначе наша работа под угрозой, неделя предстоит напряженная, четыре выхода, может возьмем передышку, спросил я.
- Не, не, закричали все, все что-то не поддержали мою мысль о перерыве.
- Если мы возьмем передышку, то потеряем набранный рабочий темп и организм расстроится, расхолаживаться будем. Поэтому не надо передышки, надо работать, надо зарабатывать, говорил Сатар, тот который по моему мнению больше всех сачковал и засыпал на ходу  все время.
- Тогда все, пожалуйста, отдохните перед выходом, поспите, если так будем работать и дальше, то Андрей Петрович обещал, что остановит действие нашего договора.
Потом по-очереди будем отдыхать на работе, скорей всего это будет дежурный по кухне на тот день. Я тут подготовил небольшую инструкцию и  ее вывешу на двери, прошу всем ознакомиться и строго выполнять данную инструкцию, сказал я и прикрепил кнопками инструкцию на двери.
Инструкция была небольшая, разработанная с учетом опыта работы за одну неделю и выглядела так:

                                        И Н С Т Р У К Ц ИЯ
     бригады студентов-ремонтников трамвайных путей города-героя Киева

время действия до 1 августа 1981 года
1.                 Всем членам бригады в день выхода на работу строго выспаться, желательное время сна с 18 часов до 22 часов, особенно касается Сатара, Руслана!
2.                 Дежурному по кухне в день выхода на работу подготовить ужин строго к 22часа 30 минут!
3.                  Дежурному по кухне не забыть наполнить водой из крана 5 литровую канистру  и взять с собой на работу строго обязательно!
4.                 Не забывать взять с собой теплые вещи, особенно это касается Сатара!
5.                 Не использовать теплые вещи в качестве подушки!
6.                 Не отвечать на крики Андрея Петровича, это очень строго касается особенно Армана!
7.                 Не ходить в туалет на пути, не сорить на кузове спецтрамвая!
8.                 Дежурному по кухне, которому положен отдых, не спать строго на трамвайных путях!
9.                 Сообщить о всех подозрительных моментах в ночном городе и о подозрительных личностях мне или Андрей Петровичу!
10.            После работы не забывать инструменты, особенно молоток (касается Жаботинского), сложить их в угол на кузове спецтрамвая!
11.             Мураду не заходить вовнутрь депо категорически!
12.             Уменьшить курение хотя бы в два раза за смену (Это касается Сатара, Руслана и меня)!
13.             Пить спиртные напитки в день выхода и во время смены категорически запрещается, кроме случаев дней рождений (Мухаммада 28 июня, Руслана 11 июля, Саши 23 июля, Армана 28 июля)!
14.             Не ходить на дискотеки в день выхода на работу!
15.             Инструкцию читать всем и строго ее выполнять!!!
16.            Нарушивших инструкцию ждет лишение права дежурить по кухне!

Вот такая инструкция и все познакомились, посмеялись и взяли слово выполнять все пункты. Много что-то дни рождений, как назло или как повезло, аж четыре дня рождения из шести возможных.
Я насчет этого неоспоримого факта возмущался:
- Что вы все впритык родились в этих числах, когда надо работать, как будто других месяцев нету, вот мы с Сатаром нормально  зимой родились, теперь ваши днюхи мешают нашей плодотворной работе.
Там еще один пункт был пятнадцатый, он был весь в матах, адресованный всем, поэтому я его здесь не привел.
Иногда вспоминали, лежим перед сном и кто-то начнет, а хорошее было  вино кипрское, шоколадки бельгийские вкусные, колбаса охотничья, ну это когда кушали подряд картошку или макароны, а так ждали, когда закончится июль, то все надеялись получить много денег от депо.
На следующей недельке тоже выходили четыре раза, уставали сильно. По ночам мне снились наши поездки по городу на ночном спецтрамвае, в ушах слышен был этот скрежет тормозов спецтрамвая, такой длинный противный скрежет. Почему-то иногда, когда он сильно поворачивал, то издавал еще такой трамвайный спецсигнал «ттррын, трррын».
Киев днем конечно один из красивых городов мира, а ночью он казался еще красивее, без людей, шум-гама машин. Тогда в советское время ночью почти не было машин, да и днем тогда не знали, что такое пробки на дорогах. На улицах везде было освещение, некоторые большие, также исторические здания тоже освещались наружным освещением.
Однажды, в эту смену Сатар должен был отдыхать, он сидел на путях и курил. Мы работали, работали и уходили быстро и дальше по путям. Время быстро прошло и работа у нас обычно заканчивалась в пять часов утра. Без десяти минут шесть утра уже трамваи начинали ходить. Так устали, в этот раз много было работы, главное много ходили, подошел наш любимый спецтрамвай и все покидали инструменты и быстро сели, как обычно большинство сразу уснули до депо.
Подъезжаем к депо начали высаживаться и тут я вспомнил и спросил:
- А Сатар где, что он не сел на трамвай?
Тут мы и ахнули, он может уснул на путях скоростного трамвая №1,3, такие маршруты были в Киеве, они ходили быстро по путям, которые не пересекались с другими дорогами и путями, почти весь маршрут был огорожен перегородками.
Мы были в ужасе, говорить об этом Андрею Петровичу было бы смерти подобно, он бы послал бы нас в далекую Киргизию, если не дальше еще. Я пошел прямиком к водителю спецтрамвая тете Любе. Она у нас была женщина полная, добрая, курила папиросы, любила семечки и Аллу Пугачеву, певицу. Она уже остановила спецтрамвай на свое место и засобиралась домой.
Я подошел к ней и тих позвал ее на улицу.
- Тетя Люба, мы попали в такое положение, - начал я.
- Нет, говорю нет, - начала она.
- Послушайте, вы до конца послушайте, - сказал я.
- Я сказала нету у меня сигарет, - сказала она. Я так понял, что наши достали ее просьбами насчет сигарет.
- Тетя Люба, там один наш друг в беду попал, - сказал громко я.
- И что, при чем тут я, - сказала она.
- Нам нужно добраться до него, - сказал я.
- И что я должна делать, ребята, рабочий день, то есть смена закончилась и пора домой, по хатам, що с ума сошел, - сказала она.
Я не отставал, спешил, все время думая в ужасе, как первый трамвай переедет через спящего Сатара, как его пополам разбрасывает в разные стороны. Тем более он всегда так крепко спит, как-то во сне он даже английский язык учил, сам себе задает вопрос по-английски и сам же отвечал, мы все сидели и слушали. Причем все четко правильно спрашивал и правильно отвечал. Он затем по английскому получил «пять», но он не верил нам, что он во сне все это учил.
- Он спит на трамвайных рельсах, остался там на трамвайных путях скоростного трамвая, нам бы побыстрее добраться до него, сказал я уже чуть не плача.
Теперь  до нее все таки дошло, о чем я полчаса хочу сказать ей, что один кыргыз остался спать на путях и скоро по нему пойдет утренний первый скоростной трамвай по маршруту №1 или №3.
Тут она подняла такую тревогу, даже лучше, наверное, чем тревога перед падением атомной бомбы.
Через минуту мы уже ехали на спецтрамвае, без никаких остановок на поворотах, включая все возможные сигналы тревоги. Наверное, представили да, еще темно, только начало рассветать, едет спецтрамвай на всех парах, в кабине сидит кроме тети Любы и еще Андрей Петрович, у нас в запасе оставалось какие-то десять минут, когда мы подъехали к маршруту скоростного трамвая. Андрей Петрович махал нам, я ему махал в ответ, мол правильно едем и дальше ехать так же. В кузове народ уже не спал, спецтрамвай быстро ехал и невозможно было спать. Подъехали в предполагаемое место спячки Сатара, а там никого нет. Я машу Андрей Петровичу, мол дальше едем. Едем дальше и нигде Сатара нет. Останавливается спецтрамвай, выглянув Андрей Петрович отборным матом спрашивает нас:
- А этот .... в очках, он был с вами ночью на смене, я же его .... не видел.
- Нет, он был, приболел и спал на путях, когда мы работали, - доложил я.
Поехали до железодорожного вокзала, нет его по маршруту. Повернули назад и поехали в сторону, где мы закончили работать, нет его.
Злой Андрей Петрович выкинул нас по дороге и спецтрамвай уехал, после пятиминутной трогательной речи Андрея Петровича о «международных отношениях и их роли в решении вопросов ремонта трамвайных путей Киева».
Все уставшие, каждый внутри себя ругая и беспокоясь за Сатара, пешком пошли в сторону общаги. Трамваи только начали ходить в другую сторону, а в сторону общаги еще не было. Добравшись до общаги видим, как Сатар спит крепким сном и храпить на своей кровати. Как всегда он крепко спал, несмотря на мои старания так и не мог мне нормально ответить, когда и как он пришел в общагу.
Я побежал вниз, позвонил в депо, чтобы сообщить, что мы нашли его, что он спит, мол все нормально.
Андрей Петрович от волнения не ушел домой и ждал оказывается вестей от товарища, которого отправил в общежитие. Он меня послал дальше чем в Киргизию и приказал, чтобы мы остановили работу.
На следующий день мы с Сатаром взяли закуску, бутылку водки и пошли на поклон Андрею Петровичу вечером, когда он пришел в депо. Он выспался и немножко уже успокоился, но злость на нас еще до конца не растерял. Хорошим мужиком был, после обычноготрехминутного выступления в конце засмеялся и махнул рукой:
- Да ну вас, если еще раз такое будет, то повыкручиваю вам всем одно место, ладно завтра приходите.
А Сатар гад, там он быстро оказывается проснулся на путях, чуть примерз, смотрит никого нету, пешком пошел домой и лег спокойно спать.
Поработали на трамвайных путях до 1 августа, получили очень приличные деньги. Отметили это событие в ресторане «Москва», на первом этаже гостиницы «Москва» в центре Киева, сбросились каждый член бригады по червонцу.
- Чихня, всего за один выход ночью, хорошо посидим, говорил Руслан, давая мне червонец.
На рубль пятьдесят копеек добрались обратно на такси до общаги, несмотря на возмущение таксиста в целях экономии сели вшестером в «Волгу».
Накупили потом подарков домой, принарядились, купили билеты и полетели на заслуженные каникулы.
Мне потом еще долго снились речи Андрея Петровича, противный скрежет ночного спецтрамвая в ночном Киеве и ветерок утренней прохлады в его необычайно длинном кузове....

Комментариев нет:

Отправить комментарий