Поиск по этому блогу

суббота, 30 августа 2014 г.

Камит Савай Двоюродный брат-одноклассник


      Камит Савай                 Двоюродный брат-одноклассник

          Я закончил 10 классов в школе с революционным названием «Кызыл-Кыргызстан», в переводе с кыргызского «Красный-Кыргызстан» в селе Савай, колхоза имени Х.Таширова, Карасуйского района Ошской области. Закончили одним выпуском два класса, «А» и «Б», я закончил «Б» класс. Сначала нас было мало, всего 18 человек, потом прибавились после 8-класса из соседнего села ученики, где была только 8-летняя школа. Тогда в первый класс зачисляли тех, кому на 1 сентября исполнилось 7 лет, моложе не брали принципиально. Мне было 6 лет 8 месяцев и сначала меня не хотели брать в первый класс, хотя я очень просился, умел уже немножко писать и знал много букв, считал до 100. Это я смотрел на старшего брата и научился, когда он учил уроки, он был меня старше на три года. Я начал плакать каждый день и говорил маме, что я хочу в школу. Отец после моих просьб дал маме деньги на ученическую сумку. Думали, поношу сумку и успокоюсь. Нет, я еще больше стал проситься в школу, сосед мой друг Калмурза уже пошел во второй класс.   Наверное, не помню точно, но числа 5 сентября мама пришла от работы поздно и сообщила мне радостную весть о том, что меня взяли в школу. Я расцеловал маму много раз с благодарностью и собрался в школу. Всю ночь не мог уснуть, волновался. А утром с мамой пошли сначала к завучу школы Кенеш агаю (учитель), потом он меня взял за руку и мы зашли в какой-то класс и он меня посадил на свободное место. Сказал учительнице, что я буду учиться в ее классе. После, мама рассказывала как она уговорила завуча школы. Мама оказывается каждый день ходила к завучу Кенеш агаю, чтобы он записал меня в первый класс. Но  он всячески отказывался и избегал ее. Потом мама, она у меня была очень шустрой и умной женщиной, взяла разные гостинцы, главное, взяла два килограмма дорогих шоколадных конфет   «Кара-Кум», в то время они были дефицитные и дорогие, пошла к завучу домой. Дома у него  она и уломала своего аяш (друг мужа) завуча Кенеш агая. Вот так  по блату и благодаря «взятке» я попал в первый класс. Вот поэтому все в классе были старше меня.
     Сначала мы учились в длинном барачном одноэтажном здании, потом учились в основном здании школы на верху, после 7-класса опять спустились вниз к барачному зданию. Школьников было много и все не помещались в главное здание школы. В барачном здании было 6 больших комнат. В одной их них и мы учились до 10 класса. А 10-класс закончили мы в здании детсада, которое временно передали тогда школе .   Вот так, кочуя из одного здания в другое и мы учились. Я попал в класс, где учился мой двоюродный брат Калдарбай, сын брата моего отца. Поэтому мы были однофамильцами. Он был старше меня почти на полтора года. Из-за того, что у него было длинное и трудно выговариваемое непонятное имя, то  все звали его коротко на русский лад- Колей. Он был самым шустрым в классе.
      Коля жил рядом со школой. Несмотря на это, он всегда опаздывал, учителя ругали его без конца. Говорили они и родителям. Каждый раз когда он опаздывал в очередной раз, он придумывал разные причины своего опоздания, причем эти оправдания были очень длинные и никак не кончались, пока его длинный рассказ не прервет учитель под общий смех в классе. Каждый раз, когда учитель или учительница спрашивали у Коли, почему он опоздал, то все его рассказы-оправдания начинались одинаково:
- Я сегодня встал очень рано вместе с отцом одновременно, чай попил с братом, оделся и вышел на улицу, - так начинал Коля не спеша рассказывать.
В этом месте начинали уже смеяться все в классе. Ну а дальше были разные варианты развития событий, то чужая корова залезла в огород и он начал гонять ее, то мама просила срочно позвать какую-то родственницу срочно и он искал ее повсюду, и так далее. Причем все это он рассказывал очень правдоподобно, серьезно не спеша, обычно его останавливали учителя на полуслове, иногда его отправляли обратно за коровой или за родственницей, в общем на улицу назад, иногда и пускали в класс. Потом все это надоело учителям и его пускали без мучений сразу. Его отец был уважаемым человеком, а мама была очень скандальной, поэтому и учителя не стали уже обострять отношения и перестали обращать внимание на его систематические опоздания. Он тоже до того оборзел, заходил прямо не стесняясь и садился на свое место, даже если опоздал на полчаса.  
Когда Коля без опоздания сидел уже в классе, то учителя приятно удивлялись. Но не спрашивали его почему он не опоздал сегодня, потому что он как обычно опять рассказывал бы очередную байку. Все эти оправдания он сам придумывал, откровенно обманывая учителей.
Коля также обманывал одноклассников вообще беспощадно и постоянно, поэтому мы не верили ему никогда и  ни одному его слову.
Из-за того, что он во время уроков шалил и играл часто, чтобы его лучше контролировать и он был всегда на виду, Колю посадили на первую парту  перед учителем всегда, столько я помню. Тогда все сидели парами мальчик и девочка. Никто из девочек не соглашалась сидеть рядом с ним за одной партой. Мальчики тем более, все под угрозой расстрела не сели бы с ним рядом. Но когда е нам перевели из параллельного класса несколько учеников в наш класс, чтобы уровнять количество учеников в классах, это уже в 7-классе, то новенькую девочку посадили с ним. Она была со сложным характером и даже мальчики боялись ее, она еще была высокая ростом. Она сразу же начала войну против Коли и против его разных выходок. То и дело мы во время занятий слышали, то она ударит его по башке книжкой, то даст пощечину. Все наблюдали и смеялись, учителя всегда были на стороне этой девочки. А мы втихаря были за Колю, не любили мы ее, эту чужую новенькую. Коля хоть и был сволочью, но он был свой.
По-моему в 8-классе у нас появилась новая учительница по физике, дочка директора школы. Она только окончила институт и начала свою трудовую карьеру в школе отца. Когда мы решали какие-то задачи или писали контрольную, то она обычно сидела и читала разные книги, в основном фантастику. Это заметил Коля, как-то спросил у нее, что за интересную книгу она читает. Тут она начала рассказывать про эту книгу. Точно помню, название книги было «На звездолете 250 дней». Она так увлеченно начала рассказывать, потом она увлеченно начала читать отрывки из книги.
Коля начал подбадривать ее:
- Такая интересная книга, давайте почитаем мы тоже.
В библиотеке школы этой книги не было и она решила, что на каждом уроке мы будем читать по 10 минут эту книгу. Обычно это делал кто-нибудь из отличников, кто хорошо читал. Но к нашей радости, время чтения увеличивалось с каждым разом под одобрительный гул учеников, потом уже вместе всего урока физики начали читать только эту книгу, книга была толстая и до конца четверти почти дочитали это произведение. Коля еще добавлял ажиотажа, когда только начинался урок, напоминая, на каком интересном месте мы в прошлой раз остановились. Вот так с легкой руки Коли и при попустительстве молодой учительницы мы «успешно» прошли физику 8-класса.
Еще такой был случай: Однажды в классе седьмом у нас появилась молодая учительница по пению. Она была "городская", это явно бросалось в глаза, одевалась и вела себя как городские девушки. Она одевала короткие юбки, брюки, футболки и кофты с очень интересными формами, носила туфли на каблуках. Пользовалась косметикой сильно, что тоже выделяло ее от остальных. Разговаривала она с северным акцентом, перемешивая иногда и русские слова, она была родом из севера страны. Обычно, когда у нас был урок пения, то мы все собирались возле окон нашего класса и смотрели как наша учительница по пению спускается сверху от основного здания школы к нам в нижний барак. Там еще был даже небольшой деревянный мостик, но дорога шла там круто вниз. Особенно зрелищно было это в дождливую погоду. Мы смеялись и смотрели как она мучается на каблуках преодолевая шаг за шагом грязную дорогу. Когда она подходила уже к классу, то все начали кричать «Ыр келатат», что означало «Пение идет». Когда в очередной раз так мы все кричали хором и зашли в класс, то она нас просила не говорить «Ыр келатат». Мы соглашались, но в следующий раз все начиналось снова после клича Коли «Ыр келатат». Молодая учительница восприняла это как оскорбление.  Однажды, она села и заплакала прямо в классе. Мы все гадали, что она плачет то.  Потом, на следующем уроке пришел наш классный руководитель, который и прояснил все. Обычно злая собака же рычит «Ыр-р-р», наша учительница думала, что мы ее сравниваем со злой собакой, поэтому обиделась на нас и отказывалась у нас вести урок пения. Естественно, больше всего упреков досталось Коле, как организатору массового крика «Ыр-р-р келатат».
Однажды еще был жуткий случай в классе со стрельбой. В это время среди мальчиков было модно стрелять из медной трубки, "пугача",  чтобы пугать девочек, просто пострелять. Это было такое примитивное устройство, загнутая медная трубка, в которую набивалась сера от спичинок, потом в эту массу били сильно гвоздем, который был завязан в эту трубу с другого конца резинкой. Вот когда спускаешь сильно натянутую резинку, то гвоздь бил сильно по серной массе от головок спичинок и раздавался сильный хлопок с дымом и гарью. Обычно так играли на улице, но и на улице учителя запрещали стрелять и отнимали это устройство. У всех поотнимали и ни у кого не было этой стрелялки, но Коля где-то достал новое и еще более мощное устройство, такое же, но с более внушительными размерами и «убойной» силой. Он как всегда сидел на первом ряду, на этот раз он был один, соседки в тот день не было. Поэтому, он на уроке математики, которую вела тоже новая молодая учительница, причем жена завуча, спокойно наполнил трубку головками от спичек, основательно подготовился и когда учительница что-то писала на доске, то он отпустил гвоздь. Раздался оглушительный выстрел, такого не ожидал никто, даже мы, не говоря о рядом стоящей и пишущей отвернувшись к доске учительнице. У нее еще в руках был транспортир, такой большой деревянный. Все моментом закричали и ахнули, впереди возле учительского стола сильно что-то задымело и запах гари распространился по классу. Когда дым немножко рассеялся, то я увидел немножко подняв голову от парты, что все девочки выбегают из класса, учительницы не видно. Ее ученицы выволокли на улицу, она оказывается упала на месте закрыв лицо руками и диким криком. Дальнейшее расследование с участием завуча и классного руководителя показало, что взрыв произошел на том месте, где сидел Коля. А Коля как в воду канул, он давно в суматохе ушел оказывается домой. Затем долго разбирались, Колю хотели отчислить, но родители с трудом его оставили, взяли с него очередное твердое обещание.
Говорили, что у молодой учительницы был даже выкидыш после этого, это тоже сказал нам как всегда Коля,  услышал якобы это из разговоров учительниц. 
Летом обычно где-то в начале июля мы ходили работать на прополку риса. У нас выращивали в долине реки Шарихан-сай известный сорт риса - узгенский. Работали при жаре до 40 градусов, по колено в воде. Чтобы быстрее закончить приглашали и родственников и друг другу помогали. И мама пригласила Колю,  все таки двоюродный брат, помочь с прополкой риса. Я был против, потому что я знал хорошо, что из Коли хорошего помощника не выйдет. Но мама настояла и он поработал с нами пару дней. Правда было весело, он как всегда без перерыва рассказывал анекдоты, разные байки. Вроде работал, несколько раз я ему делал замечание на качество его работы. Он что-то быстро и вроде нормально поработал. Но результаты его труда увидели через недельки две. Те места, где Коля работал, что-то быстро опять покрылись зеленым сорняком. Оказывается, наш помощник Коля вместо того чтобы вырывать эти большие сорняки, у многих он просто вырывал листья, а корни покрывал глиной и дальше уходил. Это он потом рассказывал правду. Так мне пришлось еще раз прополоть те места рисовых чеков, где поработал ранее Коля. И мы с мамой смеялись над находчивостью Коли и нашей доверчивостью.
Однажды к нам приехала команда баскетболистов из школы соседнего села, извечные наши соперники. В тот день, по разным причинам не было нескольких наших ведущих баскетболистов и в нашей команде много было новичков, которые раньше плохо играли или вообще не играли  в сборной школы. Как обычно бывает, после первой половины мы проигрывали и команды поменялись местами на поле. И вот на вторую половину игры выпустили Колю в нашей команде, он плохо играл баскетбол, был маленького роста и часто фолил. Вот начинается второй тайм, наш игрок выигрывает вбрасывание в центре поля и мяч попадает Коле, а он, вместо того чтобы идти вперед, берет мяч и как назло точно бросает в наше собственное кольцо еще больше увеличивая отрыв соперников. Он все сделал так быстро, что все опомнились, когда он уже попал в кольцо. После проведенного минутного обучения он продолжил игру.  Своей грубой игрой он начисто отключил главного пасующего вражеской команды и мы с трудом, но выиграли матч. Потом этот главный пасующий игрок соперников показывал всем результаты борьбы с Колей. Он оказывается дважды укусил его руки, несколько раз из подтижка бил его по животу.
Однажды мы сидели в классе на уроке, дело было зимой, в 10-классе. Тогда многие мои одноклассники даже курили. У нас был один такой, Жалил заядлый курильщик. Как то начался урок, все сели, Коля почему то в этот день оказался за партой, где сидел обычно Жалил. Зимой Жалил одевал в классе фуфайку без рукавов, фуфайка была из материала, наполненного хлопком или ватой  внутри.  Коля, когда Жалил спрятал потушенную сигарету на окне увидел это. Когда начался урок, он взял этот окурок, потихоньку поджег окурок и воткнул в дырку на фуфайке Жалиля. Естественно, вскоре плотно набитая вата начала потихоньку тлеть, испуская слабый дым и жуткий запах гари.
Вдруг Коля крикнул:
- Спасайся, пожар!
Все в панике выскочили на улицу, вместе с учителем. Рядом в комнатах все сидели нормально и учились, потом учитель узнал, что у них все нормально и никакого пожара нет. Все обратно зашли, но чувствовался запах гари, но было уже более менее. Урок продолжился. Фуфайка Жалиля опять тлела и все повторилось снова, но теперь еще быстрее, все опять выбежали. Только после этого началась разборка, пока не выяснилось, что тлела фуфайка Жалиля, которую он долго бил по снегу и чистил под присмотром учителя. Все свалили на то, что он курил и из-за этого все это произошло.
Потом все узнали, что наш директор бегает в районный центр и собираются построить новое здание школы. Учеников было много, они уже учились в трех зданиях, причем в не очень-то приспособленных для занятий условиях. А директор вел у нас уроки по истории. Он всегда ходил в те дни, когда мы учились в 10-классе с проектом будущей школы. На уроках он всегда просматривал проект, что-то там с карандашом отмечал. Все было нормально, пока однажды все тот-же Коля не спросил у него:
- Агай(учитель), какая же будет наша будущая школа?
Все, после этого он забыл про свою историю и целый урок рассказывал о проекте новой школы. Мне кажется, что наш директор затем тронулся немножко умом из-за этой школы. Он с воодушевлением рассказывал, какая будет у нас новая школа. Он говорил, что школа будет двухэтажная на 1200 мест, там будут внутри здания спортзал, актовый зал, бассейн, правда потом почему то убрали с проекта бассейн, большую библиотеку. На каждом уроке истории теперь мы разбирали проект школы, много вносили новых предложений в проект школы, чтобы наш директор пробовал внести это все на согласование с архитектурой. Мы замахивались даже на какие-то идеи, которые вряд ли бы реализовались. Например, мы хотели, чтобы в будущей школе был зал гимнастики, это кроме зала для игры в баскетбол и волейбол. Говорили обсуждая, что тренера по гимнастике тяжело будет найти. Хотели видеть и зал для занятий боксом, хотя эту идею отклонили, совместив занятия по боксу с другими видами в одном большом спортзале. Хотели, чтобы был отдельный кинозал, но потом его совместили с актовым залом. Хотели, чтобы были помещения для радиокружка, кружка для любителей астрономии, это кроме лабораторий по химии и физике, географии, зоологии и биологии. Каждое предложение мы долго обсуждали, некоторые предложения он с интересом принимал и серьезно искал помещения в проекте, для его реализации. Я не знаю, говорил ли он о наших предложениях соответствующим структурам, но он с каждым разом в расстроенном видом говорил нам, что там его не понимают, не понимают желания детей и ругал их. Говорил, что районные архитекторы ничего не понимают о школе будущего и о педагогике, им бы лишь бы поменьше денег тратить на строительство школы.
Коля на каждом уроке еще подливал масло в огонь, накачивая его новыми идеями при нашей поддержке. Мы так и не прошли нормально ни один урок истории, зато мы знали всё о  нашей будущей школе, вплоть до площадей будущего спортзала и актового зала.
Правда потом, уже после смерти директора, школа все таки была построена, но не такая, какую ее видели в проекте бывший директор и мы его ученики. Многое о чем мы говорили остались в проекте, школа была построена двухэтажная, есть спорт зал и  актовый зал.
Название школы осталось прежним, я бы ее переименовал. Назвал бы именем этого директора Иминжанова Абдурашита, учителя по истории, вложившего свое здоровье, можно сказать даже посвятившего свою жизнь строительству современной школы в нашем селе.
А про выходки и приключения Коли можно рассказывать долго, а я и мои одноклассники при встрече обязательно в первую очередь вспоминаем это и те далекие веселые дни в школе.