Поиск по этому блогу

воскресенье, 31 августа 2014 г.

Камит Савай Путевые записки лысого кыргыза: Восточная "Сорочинская ярмарка" и "Любовь изваянная в камнях"

Камит Савай   Путевые записки лысого кыргыза: Восточная "Сорочинская ярмарка" и "Любовь изваянная в камнях"

          В страну слонов, чая и «Тадж-Махала» я попал дважды, в первый раз в 2001 году с 15.05.01 по 20.05.01 участвовал в работе международной конференции Всемирного Банка «Инвестиции в страны с переходной экономикой», которая проходила в г. Джайпур, на юге-западе Индии, в столице штата Раджастан. Когда прилетел первый раз, то я по совету бывалых поймал мото-рикшу в международном аэропорту имени Джавахарлала Неру г.Дели и добрался до Центрального железнодорожного вокзала и оттуда направился экспрессом до Джайпура.
Пока ехал семь часов на поезде, потом опять же на мото-рикше нашел гостиницу «Crown», то было уже поздно. Быстренько перекусив и приняв душ свалился от усталости и крепко уснул. Где-то в 12 часов ночи меня разбудил стук в двери.
На пороге стояла индуска молодая и спросила:
- Извините, как у вас все нормально, нет проблем.
- Спасибо, все ок, - ответил я и лег обратно.
Подумал, "как хорошо здесь, беспокоятся, волнуются из-за гостей".
Прошел еще час и опять слышу стук в двери и опять на пороге стояла молодая индуска в сари, теперь вроде другая, красивая, как в индийских фильмах, как актрисы в главной роли.
- Сэр, извините, нет у вас проблем, все ли в порядке, - спросила она.
- У меня все ок, вы уже вторая, кто меня спрашивает, я уже сплю, прошу вас не беспокойтесь, у меня все ок, спокойной ночи, - ответил спросонья я девушке.
На следующее утро, я сказал нашему организатору из Джайпура:
- Хорошая гостиница, спасибо за беспокойство, только чуточку немножко навязчивый сервис здесь, до 2 часов ночи девушки ходили спрашивали, все ли ок у меня.
А он начал смеяться в ответ и ничего не говорит.
- А что спать не давали да, - наконец спросил он.
- Да, по-моему как минимум двоим открывал двери, а потом я уснул, уже не открывал, - ответил я.
- Это они просто хотели вас ублажить, сделать массаж, чтобы вы хорошо спали, - смеялся он.
Тогда только до меня дошло, что эти девушки, «ночные бабочки», а я их принял за служащих гостиницы.
На третий день нас повезли в Национальный парк в Джайпуре, где было очень любознательно, в парке много было чисто индийских аттракционов, которых не увидишь нигде больше в других странах. То есть практически это индийский уличный цирк, очень сильное впечатление производят канатоходцы, факиры с кобрами, игры со слонами и т.д. Так что иногда даже страшно, но чертовски интересно.
Самое интересное, нас пригласили поужинать в парковом национальном ресторане. То есть там не было привычных столов и стульев, все сидели на полу, застеленных какими-то растениями. До этого я же жил в гостинице и кормили нас вполне нормальной европейской пищей.
А тут нас потчевали исконно индийской кухней, причем все сидели, как сидят индусы и кушали только руками, сначала нам не подавали вилки, ложки. Когда начали подавать первое блюдо, то нас предупредили, что еда острая.
Я, как человек, любящий кушать острую пищу, нособенно "ашлям фу", спокойно отнесся этому и начал кушать, вот название блюда не помню, но помню, что его нам положили на большие листы какого-то растения, тарелок тоже не было.
А еду захватывали тонкими кусочками хлеба и их вместе ели.
Но случилось то, что я явно недооценил остроту индийской пищи. Или я слишком много положил на хлеб это блюдо, когда первую порцию отправил рот, то во рту все пережгло и я застыл в одном положении с открытым ртом, полным чрезвычайно острой едой.
Я не знал дальше как поступить, слезы не только потекли, а буквально стрельнули сразу с обеих глаз. Не было возможности даже вытереть слезы, так как,  на одной руке держал лист с едой, на второй руке был хлеб.
А слева и справа сидели американец и немец, которые хитро брали понемножечку краем хлебушка эту «отраву», а не еду и пробовали, в отличие от меня, который явно переборщил количеством.
Я не мог глотнуть и отправить еду эту в желудок, в это время  горло  начало буквально гореть, не мог дышать уже . Наш самый острый "ашлям фу" с лазой,  это просто сладкие конфетки по сравнению с индийскими блюдами.
Надо было просто ее, то что набрал в рот,  обратно надо было положить, но положить было некуда, тарелок, скатерти тоже не было, да и неудобно было перед солидными соседями.
Я буквальном смысле вылетел из кафешки под удивленный взгляд участников конференции, топая нагло между рядами сидящих и побежал назад кафешки и там пришлось мне все вытащить обратно.
Потом нашел воду в магазинчике, с трудом выговаривая попросил воды и долго ополаскивал рот и горло на улице. Меня оказывается искали и не могли найти и к радости организаторов присоединился к нашим перед отъездом из парка ни солоно хлебавши, голодный как черт.
Так для меня прием и проба национальных индийских блюд закончился едва не начавшись, потом я уже не экспериментировал и кушал только привычную пищу.
       Когда обратно добрался до Дели, то первым делом заехал а наше Посольство передать кое-какие документы. Меня принял наш посол, поговорили о новостях, потом спросил:
- Вы когда улетаете обратно в Бишкек.
-Завтра вечером, ответил я.
- Если вы не забронировали гостиницу, то вы можете переночевать здесь, на втором этаже у нас есть номер для гостей, здесь тихо и вы хорошо отдохнете, а вечером мы вместе поедем в аэропорт, я тоже улетаю этим же рейсом домой, предложил он.
- Спасибо огромное, тогда я останусь здесь, поблагодарил я его.
- Кстати, здесь везде на базарах и на улице грязно, поэтому лучше соблюдать меры предосторожности, мойте руки чаще, если примете на грудь по 50 грамм водки за обедом и ужином еще лучше для дезинфекции, посоветовал шутя посол.
Действительно, после семичасовой пути на поезде хотел отдохнуть и я остался в Посольстве, правда потом сильно пожалел об этом.
Во-первых, не было горячей воды и я мылся холодной водой, во-вторых, рядом в округе не было никаких кафе и ресторанов и мне пришлось вызывать такси, чтобы съездить поужинать.
Но, самое главное, после того, как я лег спать я проснулся среди ночи от укусов непонятных тварей, то ли клопы, то ли еще кто-то, какие-то  маленькие насекомые кусали сильно везде.
Я долго не мог понять, что это за твари кусают, при включенном освещении они не кусали, поэтому до утра горел свет.
Почти не спал ночью, только под утро немножко задремал.
Когда рабочий день начался в Посольстве, никому так и не сказал о своих ночных кошмарах. Слава Богу, в тот день вечерком я должен был улететь. А то, то проститутки, то какие-то твари не дают нормально поспать.
Хотел побыстрее добраться до дома и нормально поспать. У сотрудников посольства узнал, где можно в Дели лучше делать шоппинг. Мне сказали, что надо поехать в «Сорочинскую ярмарку» и там можно все купить. Водитель мото-рикши не мог долго понять, куда же я хочу. По совету "бывалых" по городу собирался передвигаться исключительно на мото-рикшах. Не очень быстро, зато надежно и дешево, открыто со всех сторон и хорошо продувает в душном Дели.
После долгих разговоров, он понял куда я хочу поехать.
Оказывается местные говорят не «Сорочинская ярмарка», как на русском, а говорят на индийский лад:
- А вам надо «Сараажини базаар», наконец он нашел куда мне надо.
«Сараажини базар» оказался очень похож на «Сорочинскую ярмарку», везде пестрели яркие цвета, много было разных товаров, ориентированных на рынки России и других стран бывшего СССР.
Везде была слышна русская речь и многие продавцы, в отличие от продавцов русской «Сорочинской ярмарки» были очень смуглые, если не сказать, почти черные, но говорили неплохо на русском языке.
- Захадите, дешева, все оптом и разница, дешева, - кричали на ломаном русском зазывалы.
Везде было действительно грязновато, если не сказать, ужасно грязно, как предупреждал уважаемый посол. Наш родной, иногда не отличающийся своей чистотой "Ошский базар", по сравнению с "Сараажини базар" в Дели, воспоминался мне чистейшим Парижом.
          А во второй раз прибыл в Дели в составе Правительственной делегации Кыргызстана, где с 2.12.2004 по 6.12.2004 состоялось заседание совместной индийско-кыргызской межгосударственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Поселили нас в фешенебельной гостинице «Тадж-Махал» в Нью-Дели. 
Когда закончилось заседание, нас членов комиссии с кыргызской стороны повезли на экскурсию в г.Агра, чтобы посмотреть знаменитый мавзолейный комплекс «Тадж-Махал». Это в трех часах езды на автобусе от Дели.
Все почти знают достоинства и историю этого чуда света. Когда заходишь через главные ворота в этот комплекс, справа и слева есть два дворца, а посередине, прямо на берегу реки Джамна, сам величественный и неповторяемый «Тадж-Махал» и огромный внутренний двор, где по преданию, обитательницы гарема с танцами встречали хана Джахана, построившего этот комплекс.
Как писал великий индийский поэт Робиндранат Тагор:
- «Тадж-Махал- это любовь, изваянная в камнях».
Это действительно так, потому что, все плитки мавзолея обработаны разными узорами из полудрагоценных камней как бирюза, малахит, агат, сердолик и других.
Слева от главного входа вроде сперва был построен дворец для обитателей гарема хан Джахана, а правый дворец для его многочисленных джигитов. Когда наш гид об этом рассказывал, тогда один наш член делегации, директор одного из крупных заводов Кыргызстана, не могу назвать его фамилию, сказал:
- Конечно, если я была бы самой молодой, очень красивой, любимой женой, то я бы тоже сказала хану, что, "Вот ты построил такой большой и красивый дворец для своего гарема, а вот для меня построишь теперь лучше чем этот дворец и  построишь из других камней".
- Других камней не было и поэтому он построил из полудрагоценных, а так мог бы построить и из драгоценных, - пошутил он.
Все смеялись, но все убедились, что и эти другие камни великолепны и этот дворец стал одним из чудес света. Не знаю как другие, но мне хотелось долго просто сидеть и смотреть на это чудо, представляя силу любви и чувств хана Великих моголов к своей любимой женщине, вспоминая слова Робиндраната Тагора....

Комментариев нет:

Отправить комментарий