Поиск по этому блогу

суббота, 30 августа 2014 г.

Камит Савай Выкуп за осла


                                 Камит Савай       Выкуп за осла

          У нас дома, как и у всех в селе всегда были коровы, овцы, курицы. Летом, всех кроме дойных коров отправляли на джайлоо(летние пастбища), платили одному местному чабану. Обычно оставляли двух или трех овец на непредвиданные случаи,чтобы зарезать очень уважаемым гостям или отдать родственникам в виде вклада во время каких-то торжеств или похорон. Количество коров держался всегда не больше трех, овец не больше 15-ти. Если подрастали бычки, то их продавали на базаре районного центра. Отцу было всегда некогда и обычно мама продавала скот на базаре. Тем  более отец не очень хорошо разбирался в базарных тонкостях, помню, однажды он быстро продал одного быка. В отличие от мамы, он не любил и не терпел долго стоят на базаре. Ой, как было хорошо и красиво, главное быстро, отец продал быка не успев его спустить на землю от кузова своей машины. Пока мама не проснулась, мы были обратно дома.
Мама потом долго возмущалась:
- Ты хоть спросил, сколько стоят такие быки на базаре, - спросила она.
- Да, у одного спросил, он сказал, то что тебе дают, это нормальная цена, - сказал отец.
- Они же все посредники, друг с другом связаны, они тебя сломали и ты поддался, можно было подождать, походить, поподробнее узнать, у знакомых спросить наконец, а ты взял первому встречному отдал задаром, -  возмущалась она.
- Да ладно нормально, не кипятись, в следующий раз сама будешь продавать, - оправдывался он.
А когда мама скот продавала и это для меня было день мучения и кошмара, ой, я как не любил стоят с быком или бараном в переполненном, кищавшем людьми и скотом, навозом базаре.
Далдалчы (посредники), которые дергали за руку сильно продавцам, выкрикивая подходящую для покупателя цену, уговаривая его отдать товар,
 не могли так поступить с мамой, женщин за руки не принято было дергать. Некоторые далдалчы хотели меня за руку подергать, но эти попытки мама пресекала сразу:
- Эй, я продаю, а не мальчик.
В общем, сам процесс продажи с женщиной не представлял интереса для многих далдалчы. А женщин далдалчы тогда не были на базарах. Да и продавцов женщин на базаре были единицы, в основном считался,что продавать скот это удел мужчин.
Мама ни в какую не соглашалась долго за предложенные цены за быка.
Иногда я не выдерживал, устав от жары, вони навоза, толпы продавцов и покупателей не считая разных видов орущего скота и говорил маме с шепотом:
- Мам, вроде этот в шляпе хорошие деньги дает, может отдадим.
- Стой тебе говорят, нет никакого терпения, подожди, это ты с отцом быстро продаете, а я хочу хоть немножко побольше денег подзаработать, стой, не дергайся, - ругала мама.
Но она прекрасно чувствовала пульс базара и всегда продавала за хорошую цену, иногда даже с повторной попытки, то есть отвозили еще раз на базар  быка не продававшегося в предыдущий базарное воскресенье.
Потом она хвалилась перед отцом:
- Так надо продавать, а не так как ты, захотел позавтракать, то быстренько продал и уехал.
Как мама покупала вещи на базаре, это было целое искусство, ритуал, высший шик торговли на восточном базаре.
Она обычно держала понравившуюся вещь и спрашивала у продавца:
- Сколько стоит вот это не очень хорошая(ий), дешевая (ый) вещь.
На это продавец реагировал(а) резко:
- Вы что сестра, это стоит столько то, очень хорошая (ий) вещь.
Она обычно называла меньше половины стоимости от цены товара, еще и критиковала разные стороны качества товара.
Диалог между мамой и продавцем длился долго, то ссорились, то смеялись, кстати, во время диалога иногда они даже забывали предмет спора и залезали совсем на другие темы.
В конце да концов она покупала товар за половину стоимости от цены товара, самое главное, оба были довольны, и продавец и мама.
Кроме этих вышеназванных видов домашнего скота в трудные первые годы развала Советского Союза, когда исчезли вода с кранов сельского водопровода и воду таскали из близ протекающей речки, то стали заводить ослов. Как все знают,что осел намного умнее животное чем лошади и не привиредливые чем они. Осел мог самостоятельно питаться чем попало и зимой, поэтому мало ел корма дома зимой чем лошадь. Мама как-то по дешевке купила ослика. Он быстро вырос. Этот осел имел необычный окрас шерсти с редким красноватым оттенком на белой основе. Поэтому его назвали "Кызыл эшек" или "Красный осел". Я потом много ослов видел в своей жизни, но осла такой окраски нигде не видел ни разу.   Мы еще его называли "Мерседесом" Султана. Султан  мой самый младший братишка, он оставался потом один с родителями дома, когда старшие все поразъехались кто-куда. "Кызыл эшек" был личным транспортом Султана. На нем он делал многое, почти пешком даже не ходил. Зачем пешком, когда есть готовый всегда транспорт, он не требовал бензина, ремонта, дал поесть и попить и вперед. Ночью он спал на стоянке на краю огорода, недалеко от туалета.
Кстати, в начале 2000 годов, когда еще было мало станций сотовой связи, то сотовая связь работала только возле входа в туалет рядом со стоянкой "Мерседеса" Султана. 
Однажды, старший брат так долго разговаривал по сотке возле дверей туалета, так жене Султана, нашей невестке  пришлось долго не выходить из туалета, пока он не закончил разговаривать и не ушел подальше. Ей было очень неудобно выйти из туалета, когда рядом старший брат мужа разговаривал по сотке. 
Однажды, с этим "Красным эшеком" или "Мерседесом" Султана случилось несчастье. Это было зимой, к счастью Султан был ни на осле и осел выскочил на большую дорогу, когда по ней двигался быстро "Жигули" ВАЗ-2101 или как в народе называют "Копейка". Удар оказался сильным и "Кызыл эшек" скончался на месте аварии. "Копейка" тоже пострадала сильно, капот помялся, крыло правое кривилось и лобовое стекло разбилось. Народ собрался возле аварии, Султан совместно с местными ребятами чуть не побили водителя, но его обязали выплатить 700 сомов, тогда ослы были очень дорогие, это по ценам 1997 года. Записали они адрес, где проживает хозяин "Копейки" и отпустили с миром, взяв с него честное обещание, что он в течение месяца выплатить сумму.
Когда младший сын старшего брата приехал на выходные из областного центра Оша, то мама попросила его зайти этому виновнику гибели "Кызыл эшек" домой и потребовать оплатить оговоренную стоимость осла. Она бы попросила брата, но Санжар, так звали его сына, сам напросился сказав,что дом этого виновника и должника находится как раз ему по пути со школы, где он учился и он непременно найдет должника.  Он учился тогда в 7-классе. И каждый раз, когда Санжар приезжал домой к родителям, то мама спрашивала его о том, что там с деньгами за осла.
Потом сам Санжар рассказывал, как он ходил домой к этому должнику, то мы все смеялись сильно:
- Как бабушка мне дала адрес этого виновника-должника, то я выполняя как всегда в срок поручения бабушки, сразу же на следующий день после занятий в школе нашел дом, где проживал должник и встретил его. Ему было лет сорок, жил с большой семьей в двухкомнатной квартире на втором этаже. Скромно одетый, вежливый, обыкновенным простым гражданином оказался он, его звали Азим.
Первый раз был день знакомства, я представился внуком бабушки из села Савай, осла сына которой сбила его машина,   что мол, бабушка поручила ему, чтобы забрать долг за сбитого вами осла.
Потом я стал приходить два-три раза в неделю в дом должника в  обязательном порядке, вспоминая поручение бабушки.
Должник вначале  оправдывался:
- Сейчас ни на что не хватает денег, ели ели свожу дело  с концами, машину ремонтировал на энную сумму денег, пассажиры не садятся в мою старую машину, все хотят ветерком прокатиться на "Мерседесах" и "Ауди".
Он оказывается занимается частным извозом в Оше. 
Я ему тогда излагал наши доводы:
- Сейчас трудно в селе без осла, ни на что купить новый осел, а надо таскать воду из речки и таскать не на чем, мучаются в селе, давайтее побыстрее отдайте долг.
Меня начали узнавать соседи его и бабушки, сидящие на скамеечке возле подъезда.
Иногда, когда я приходил, бывало он стоял и разговаривал с людьми на улице. Я тогда подходил и сходу требовательно и громко спрашивал:
- Э-э, Азим ака (брат), что там с деньгами ословскими, долго я еще буду ходить за вами, стыдно, мне что делать нечего, чем ходить за вами.
Ему было стыдно отвечать перед людьми и он отходил от них и потом мне обяснял причины задержки. Он все еще был вежливым, во всяком случае старался быть.
Потом он стал убегать от меня, стал его часто не доставать дома.
Со временем история о сбитом осле устаревала,что играла на руку должнику.
Теперь он стал говорит по другому:
- Э-э, я не виноват, этот осел сам выскочил резко на дорогу.
Тогда я тоже не отставал:
- А что осел должен через пешеходный переход должен перейти, в селе все где вздумается, там и перебегают дорогу.
- Не знаю, я не виноват, а кто мне дасть деньги за ремонт машины, - вопрошал он.
- Осел же не виноват, что вы не успели тормозить, между прочим, этого осла бабушка за деньги покупала, никто ей этот осел не дарил бесплатно, его мясо мы не кушали, - выкладывал свои козыри я.
Азим ака иногда просил:
- Ты братишка пожалуйста, не ходи ко мне домой, уже весь дом знает, что я где-то сбил осла и не отдаю за это деньги, когда будут у меня деньги, я сам их привезу.
- Это когда будет, - спрашивал уточняя сроки я.
- Ну как будет, так я сразу, - отвечал он.
Вот так я всю весну ходил к нему домой за долгом. Но Азим ака оказался крепким и непробиваемым должником, кормил меня постоянно "завтраками".
Потом и бабушка перестала спрашивать, забыла или уже не надеялась об оплате за сбитого осла, потом и у меня начались каникулы и забыл дорогу к дому должника, в общем, долг не выбил, кроме 100  сомов, полученных мною однажды.
Еще была похожая история и с племянником, сыном сестренки. Младший брат Султан уехал в Москву поработать. Когда он был дома в селе одолжил энную сумму денег своему другу однокласснику. А сам уехал, поручив племяннику Тариэлю, мы его звали по-короче, почему-то Лехой, чтобы он забрал его деньги у того одноклассника  и отдал   отцу.
Леха тоже был очень обязательный, послушный и ответственный. Тогда он учился в школе в классе 7-м или 8-м. Он немножко подождал, как говорил ему Султан и через недельку пошел спрашивать и напомнить  про долг Султан ака его однокласснику Жоро.
Жоро говорил, что отдасть через неделю. Леха явился ровно через неделю. Денег у Жоро пока еще не было. Потом уже Леха напоминал Жоро везде, где только возможно, где только его встречал. Леха хотел во что-бы ни стало выполнить поручение брата Султана.
Леха говорил про его долг и в магазине, в автобусе, когда он стоял с друзьями, когда он стоял и разговаривал с девушками.
Причем со временем Леха перешел на более резкие тона:
- Эй, Жоро ака, пора и честь знать, надо и немножко и совести иметь, когда же вернете долг, сколько я еще буду ходить за вами, отцу деньги нужны.
Жоро было в эти моменты очень неудобно и стыдно. Он не знал что ответить.
Не выдержав унижения Жоро позвонил Султану:
 - Султан друг, убери этого своего племянника Леху, скажи ему, что я скоро сам отдам отцу деньги, просто сейчас действительно мне тяжело и трудно с деньгами. Пожалуйста скажи Лехе, пусть не ходит ко мне домой, не ходит за мной по пятам, пожалуйста скажи ему, при других людей пусть не напоминает мне о долге. Я даже хотел побить его, но он же маленький и еще твой племянник и мне трудно и стыдно это сделать. Иногда хочеться прямо таки  убить его. Что он такой у тебя настырный. Пожалуйста, скажи Лехе, пусть не беспокоить меня, он меня затерроризивал, ну он у тебя рэкетир, друг, я сам отдам отцу твои деньги, - слезно просил Жоро.
Только после этого, после получения приказа Султана, Леха перестал спрашивать у Жоро долг. Но он и после этого долго не отдавал, пока Султан не позвонил Жоро и сказал:
- Эй, Жоро друг, если ты в течение недели не отдашь деньги отцу, то я скажу Лехе, - напугал его Султан.
Жоро явно не хотел иметь еще раз общее дело с Лехой и через три дня принес отцу деньги Султана.
Когда встречаем в селе Жоро, то он непременно спрашивает Леху, он  никак не забыл о маленьком, настойчивом выбивателе долга....

Комментариев нет:

Отправить комментарий