Елена Яковлева: Проституцию надо легализовать
25 лет назад на советские экраны вышла первая отечественная лента о жизни проституток. Фильм «Интердевочка» в стране, где «не было секса», наделал много шума. Актеров и режиссера картины Петра Тодоровского одни ругали на чем свет стоит, другие восторгались ими, а некоторые даже мечтали стать путанами... На исполнителей главных ролей обрушилась неслыханная популярность. После съемок Елене Яковлевой пришлось обращаться в милицию, чтобы спастись от преследований поклонников. Однажды ей даже предложили возглавить профсоюз девушек легкого поведения... Мы встретились с легендарной актрисой, чтобы раскрыть все тайны закулисья самого обсуждаемого фильма.
Режиссер картины Петр Тодоровский пробовал на главную роль Тани Зайцевой Наталью Андрейченко, Татьяну Догилеву и даже польскую звезду Катажину Фигуру. Полгода автор не мог решить, кто лучше всех воплотит задуманный образ. Свой выбор он остановил на неизвестной в ту пору актрисе Елене Яковлевой.
– Сниматься у Петра Ефимовича я согласилась сразу, – вспоминает актриса. – Фильм не опошлен, и это благодаря Тодоровскому. В свою роль, конечно, не вживалась в прямом смысле этого слова (смеется). На панель не ходила. Образ моей героини Тани Зайцевой получился таким благодаря фантазиям гримеров, костюмеров, режиссера и моим. Кстати сказать, в реальной жизни я никогда не встречалась с такими проститутками, как Зайцева. Знала некоторых девушек, которые за счет постели повышали свое благосостояние.
«Не буду лизаться с японцем»
Тайны съемок постельных сцен: Яковлева отказалась барахтаться с японцем. На какие ухищрения пошел режиссер, чтобы оставить перчинку?
– В картине должна была быть интимная сцена моей героини и японца. Я сказала Петру Ефимовичу, что не буду лизаться и барахтаться с мужчиной. Он пошел мне навстречу. Вместо этого мы стали имитировать секс. Я лежала, как бревно, на кровати, оператор тряс камерой надо мной, режиссер дергал за ноги. Я тогда думала: «Боже мой, какой позор, что я делаю. Меня увидит мама», а вот о том, что на это посмотрит вся страна, как-то не задумывалась в тот момент. Трудно давалась и сцена, где меня достают обнаженную из ванной. Режиссер настоял и оставил это в фильме. И кстати сказать, мои родители (папа – военный, мама – секретарь в научном институте. – Прим. авт.) нормально отнеслись к фильму, пересматривают его до сих пор.
Яковлева боится лысых мужчин и трех гвоздик
Январь 1989 года – премьера «Интердевочки». Картину Петра Тодоровского посмотрели свыше 40 миллионов советских зрителей. Журналисты писали, что успех фильма переплюнул даже скандальную «Маленькую Веру», получившую известность как первый отечественный фильм, где продемонстрировали половой акт. Актеры из картины Тодоровского стали настоящими народными героями.
– На «Мосфильме» стояли мешки писем. Я брала домой стопки и старалась изучить. Все, конечно, так и не прочитала, – рассказывает исполнительница главной роли Елена Яковлева. – Некоторые ругали – писали: «Я с тобой не то что в одном подъезде, в одном городе жить не хочу». Это из категории озлобленных женщин, которые твердили, что в СССР нет секса. Другие рассказывали, как бы они хотели быть похожей на меня. Мужчины признавались в любви, приходили письма из психбольниц, колоний... Их было безумно интересно читать. Авторы рассказывали, что им разрешали вешать мой портрет над кроватью... Одно письмо помню почти дословно: «Леночка, ты такая красотка. Если хочешь познакомиться с мужественным, сильным и красивым мачо, то это я. Сижу 15-й год в колонии строгого режима в одиночной камере. Осталось немного, скоро на волю. Если ты при выходе из театра «Современник» встретишь такого лысоватого мужественного красавца с тремя гвоздиками – это я». С тех пор при выходе из театра озираюсь по сторонам. Я боюсь таких поклонников. Так что пусть Нагиев, Валуев, Куценко и Бондарчук не дарят мне гвоздик. Как-то даже пришло письмо с просьбой возглавить профсоюз девушек легкого поведения. Я посмеялась и, естественно, ничего не ответила на эту шутку. Уверена, что даже если и будет такая организация, то править ею должны те, кто в теме...
Яковлева получила всемирное признание на Международном кинофестивале в Токио. Она получила звание лучшей актрисы.
– На неделю мы с Петром Ефимовичем поехали в Японию на кинофестиваль. Там мне позвонили из «Плейбоя» и предложили сниматься. Прислали несколько журналов, и уже на второй странице я поняла, что не составлю конкуренции японкам... (Смеется.)
Милиция не спасла от поклонников
После съемок в легендарном фильме Елене Яковлевой даже пришлось обращаться в милицию, чтобы спастись от назойливых поклонников.
– Полгода меня преследовал мужчина. Он сначала звонил по домашнему телефону, признавался в любви. Потом вычислил, где я живу. Стала замечать, что за мной постоянно кто-то ходит. Попросила мужа проследить. И действительно, он поймал мужика, который буквально бродил за мной по пятам. Преследователь сказал, что ничего поделать с собой не может, его тянет ко мне. Это было невыносимо, я обратилась в милицию, но там тоже ничего сделать не смогли. Он ко мне не приближался, просто наблюдал за тем, что я делаю, и звонил мне домой, чтобы рассказать, где видел меня.
«Любили поржать с Полищук»
Для многих актеров фильм «Интердевочка» стал, что называется, визитной карточкой. И до сих пор остается одним из главных в их фильмографии. Однако в реальной жизни исполнители ключевых ролей не так дружны, как на экране.
– Из коллег по фильму регулярно общаюсь только с Ирой Розановой. С Любовью Полищук была осторожна в разговоре. Но потом стала откровенной, помню, Люба рассказывала много о съемках в «12 стульях». Мы с ней вообще любили поржать. Со своей киношной мамой – Ларисой Малеванной – я вижусь редко, она живет в Санкт-Петербурге. Но если встречаемся, то бросаемся друг другу на шею, действительно как мама с дочкой.
«Не видела мужа 25 лет»
Мужем Елены Яковлевой в фильме был шведский актер Томас Лаустиола. Он прошел путь от клиента до супруга. Замуж героиня Яковлевой выходила не по любви, она хотела жить в хорошем доме, иметь машину, посмотреть мир. Заграничная сказка быстро наскучила, и все чаще тянуло в родной Ленинград, тем более там осталась мама проститутки Зайцевой. В конце концов она бросает все и летит в аэропорт, чтобы поскорее прижаться к маме, но по пути попадает в аварию и погибает...
– Часть съемок фильма проходила в Швеции. Первая поездка за границу запомнилась на всю жизнь. Там было все, а у тебя – ничего. Денег, чтобы купить шмотки, не было, только крохотные суточные, которые нам выдавали. Я позволила себе только голубые джинсы, носила их, не снимая. Это было так круто. У нас в СССР тогда таких не было, только «варенка». Своего киношного мужа я не видела со съемок – 25 лет. Ничего не знаю о его судьбе, но надеюсь, у него все хорошо сложилось. Какой у Томаса роскошный дом в Стокгольме, нам казалось, что он просто миллионер. Машина у него была «Вольво». Томас как-то пригласил нас всех к себе в гости, угощал авокадо. Мы долго гадали, что это такое, думали – как наша картошка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий