Поиск по этому блогу

вторник, 27 мая 2014 г.

Народные собрания в тюркских государствах

Народные собрания в тюркских государствах

Еще во времена азиатских гуннов, т.е. до н.э., в столице тюркских правителей Каракоруме «Тенгри-куты» собирали курултаи в разное время года.

Известно, что в государстве Чингиз-хана, созданного в XIII в. также устраивались курултаи. Нет сомнения и в том, что в государствах Бумина, Истеми и Кутлуга был обычай созывать собрания для обсуждения важных государственных дел, в которых принимали участие хан, беи и часть народа.

О том, что собрания созывались в государстве Бумина, есть ясные сведения в китайских источниках. В них говорится следующее: тюрки в пятый день восьмого месяца каждого года созывают съезд и в связи с ним устраивают обряд жертвоприношения» (705). Несомненно, здесь речь идет именно о курултаях.

Есть также указания на то, что в государстве Кутлуга народ специально собирался послушать своего хана. Например, во второй орхонской надписи есть следующее предложение: «Слушайте меня, эй, народ и беки тюркских огузов» (706).

Точных сведений о вопросах, которые обсуждались на подобных собраниях, нет. Однако можно предположить, что это были вопросы, связанные с хозяйственным положением населения, внешней политикой, войной и миром. Когда престол оказывался свободным, на курултае избирали нового хана.

Слова Бильге-хана, сказанные им народу и зафиксированные в тексте надписи Кюль-тегина, воспринимаются как речь на курултае. В этой речи есть указания на состав участников курултая и на места, которые занимали во время его проведения беки разных рангов. Вот что говорит Бильге-хан: «Я, Бильге-хакан тюрков, взошел на трон. Слушайте мое слово от начала до конца.

Прежде всего, вы, мои молодые принцы, затем вы, мой род, весь мой народ, вы, беи садапиты, которые по правую сторону, и вы, беи тарханы и буйруки, которые по левую сторону..., (и) беки и народ отуз (...) и докуз-огузов - слушайте эти мои слова, слушайте их со вниманием: На востоке - до места восхода солнца, на западе - до места заката солнца, на юге - до полуд ня, на севере до полуночи (на всей этой земле) все народы покорны мне.

Я устроил и организовал (жизнь) всех этих народов. До тех пор, пока в горах Отукена правит не теряющий своей силы хакан тюрков, государству ничего не будет грозить. Я ходил в военные походы в восточном направлении до долин Шантунг, доходил до самого моря. На юге я доходил до Докуз-Эрсина, почти до Тибета, на западе - до Железных Ворот, которые располагаются по ту сторону Йинчу-Угуза, на севере - до земли «йер-байырку».

Во всех этих направлениях я послал тюрков. (Сегодня) в горах Отукен нет другого правителя (силы). Горы Отукен -это центр, который сохраняет единство Тюркского государства.

В период мое го правления здесь я заключил с китайцами мирный договор, вошел в политические отношения с ними... Польстившись на лживые слова китайцев, часть тюрков ушла и поселилась на землях недалеко от Китая. Многие из поселенцев погибли.

Эй, тюркский народ! Если ты изберешь местом поселения эту страну (Китай), ты погибнешь. Если же ты останешься в горах Отукен, то навсегда сохрани шь государство, всегда будешь жить в довольстве и достатке... Я стал ханом благодаря помощи Тенгри, который наделил меня могуществом власти. После того, как я стал ханом, сделал бедных богатыми, малочисленный народ сделал многочисленным...

Эй, тюркские беи и тюркский народ! Слушайте меня! Именно благодаря вашему послушанию и покорности, (мы) смогли сохранить Тюркское государство.-.» (707).

Эта речь Биль ге-хана интересна во многих аспектах:

1) она дает нам сведения о тех, кто участвовал в курултаях, и местах, на которых они располагались при этом;

2) представляет собой образец речей, которые ханы держали перед народом;

3) дает нам возможность составить мнение о духовном и правовом статусе хана, его правах и обязанностях, его взглядах на роль народа в жизни государства.

Основной вывод из речи мы формируем следующим образом: ханы у древних тюрков - это не стоявшие над народом деспотические монархи, границы прав и обязанностей которых по отношению к народу не были определены.

Наоборот, они были демократическими правителями, находившимися в постоянном контакте с народом, имевшими по отношению к нему определенные обязанности и которые были должны обеспечить и защищать материальные и духовные интересы народа.

#ЕТН_History
Садри Максуди Арсал. Тюркская история и право

Комментариев нет:

Отправить комментарий