Историческая справка: В годы Великой Отечественной войны многие работники театрального искусства ушли на фронт. Театры перестроили свою работу, приступив к подготовке новых спектаклей, призывавших к борьбе с фашизмом и защите Родины, рассказывающих о героич. прошлом русского и др. народов нашей страны. За время войны для культурного обслуживания фронтовиков было организовано 7 бригад. 85 лучших работников искусства дали свыше 2 500 концертов фронтовикам.
В газете «Кызыл Кыргызстан» 3 августа 1941 г. было опубликовано обращение артистов ко всем женщинам республики, в котором звучал призыв оказать всестороннюю помощь фронту: «Мы должны всемерно укреплять наш боевой тыл. Каждый из нас на своем посту должен трудиться самоотверженно, энергично, и мы призываем всех женщин нашей республики еще больше повысить производительность труда для того, чтобы еще больше укрепить наш тыл, трудиться, не жалея сил и энергии».
Обращение артистов прозвучало от имени известных и любимых в то суровое время деятелей искусств: народной артистки Киргизской ССР
А. Куттубаевой, заслуженной артистки Киргизской ССР С. Кийизбаевой, артисток Киргизского государственного ордена Ленина музыкального театра М. Эркибаевой и Ш. Сыдыкбековой, концертмейстера этого же театра Славы Окуня. Уже с первых же дней войны артисты и музыканты брали шефство над воинскими частями, госпиталями, призывными пунктами. Было сформировано семь концертных фронтовых бригад, и все годы, пока шла война, они давали концерты в частях Калининского, Белорусского, Ленинградского и Украинского фронтов.
Исторические документы свидетельствуют о том, что народные артисты республики А. Усенбаев, М. Баетов, А. Боталиев, А. Куттубаева, С. Кийизбаева, М. Омурканова, М. Махмутова, композиторы В. Власов и В. Фере выступали на передовых линиях фронта.
Вместе с войсками маршала К. Рокоссовского артисты из Киргизии участвовали во взятии Гомеля, за что персонально были удостоены благодарности командования. Другая концертная группа, в состав которой входили артисты С. Айтмамбетов, К. Жралиева, А. Исмаилова, К. Алиева, с июля 1942 г. по сентябрь 1944 г. походным маршем «прошагала» через фронты сражений вместе с воинами Гвардейской Панфиловской дивизии.
Летом 1942 г. была сформирована Вторая фронтовая бригада, которую возглавляли композитор В. Власов и поэт В. Винников. Она объединяла артистов только что созданного Театра оперы и балета М. Махмутову, С. Кийизбаеву, Х. Темирбекова, М. Зюванова, Г. Худайбергенова и Р. Ибраимова, М. Баетова, С. Бекмуратова, Дж. Муслимова, артистов Театра русской драмы В. Халатова, Н. Тайц, В. Арбенина, аккордеониста А. Мурыгина, баянистов А. и
В. Аваровых. Все члены бригады были полны решимости скорее отправиться на фронт и встретиться с бойцами.
Бойцы зачарованно слушали игру на комузе и задушевное пение Муссы Баетова, внимательно вслушивались в голоса мастеров художественного слова В. Арбенина и Н. Тайц, оживлялись, глядя на танцевавшего зажигательную, темпераментную лезгинку Джамала Муслимова, восторгались зычным басом Михаила Зюванова и нежным голосом красавицы Марьям Махмутовой, исполняющей свою любимую песню о счастье, о желанной встрече «Ой тобо», восторженно принимали пение Сайры Кийизбаевой»…
Впоследствии «члены» фронтовых бригад были награждены почетными грамотами Верховного Совета республики и ценными подарками. Многие из них были удостоены грамот от Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР «За отличную работу по культурно-шефскому обслуживанию частей Красной армии и Военно-Морского флота».
Информационная справка: В творческой жизни республики в годы войны активное участие принимали многочисленные исполнительские коллективы, эвакуированные из центральных городов России. В не очень большой столице республики — городе Фрунзе — уже осенью 1941 г. собрались крупнейшие артистические силы страны — Государственный симфонический оркестр СССР под управлением Н. Рахлина, Государственный хор, возглавляемый А. Свешниковым, Ленинградская хоровая капелла, Русский народный хор им.М. Пятницкого, Ансамбль танца, джаз-оркестры под управлением А. Цфасмана и Скоморовского. В республику прибыли и стали работать в театрах известнейшие музыканты Д. Ойстрах, Я. Зак, Э.Гилельс, Я. Флиер, Р. Тамаркина, певцы И. Краузе (Петров), М. Зюванова,М. Кусевицкий…
С середины декабря 1941 г. начал выступления симфонический оркестр, которым дирижировал маститый музыкант Натан Рахлин. Главной целью концертов являлось знакомство слушателей с лучшими произведениями отечественной и зарубежной музыкальной классики: П. Чайковского, Д. Шостаковича, А. Бородина, Л. Бетховена, И. Баха, Г. Берлиоза, Ф. Шопена, Н. Римского-Корсакова. С оркестром постоянно выступали и киргизские певцы и инструменталисты.
Очень скоро установилась традиция еженедельных концертов-лекций в воинских частях и госпиталях. В парках, сельских клубах играл духовой оркестр, созданный Д. Соколовым. А в кинотеатрах Фрунзе перед сеансами выступали эстрадные оркестры под руководством будущего известного композитора И. Шварца и великого джазмена, отсидевшего свое время в лагерях, Э. Рознера.
Прибыл кавказский оркестр под руководством Вассо Дарьялова, с концертами объехавший всю Центральную Азию. Приехали и выступали Л. Русланова, К. Шульженко, К. Джапаридзе, Н. Кусевитцкий, Л. Орлова и З. Шульман, В. Яхонтов и Б. Чирков, А. Райкин, А. Гузик, И. Набатов и многие другие. Более 600 актеров разместил концертный отдел филармонии. Случались и смешные истории: как-то позвонили из милиции и попросили срочно прийти. Оказалось, что приехавший из голодного Ленинграда Н. Г. Рахлин, увидев буйство восточного базара, купил для своих оркестрантов мешок сахара. Его приняли за спекулянта, и необходимо было подтверждение, что он выдающийся дирижер. Или высокому начальству управления культуры пришлось долго объяснять, почему для арфисток нужна грузовая машина, а скрипачи приходят на концерты со своими музыкальными инструментами пешком…"
В газете «Кызыл Кыргызстан» 3 августа 1941 г. было опубликовано обращение артистов ко всем женщинам республики, в котором звучал призыв оказать всестороннюю помощь фронту: «Мы должны всемерно укреплять наш боевой тыл. Каждый из нас на своем посту должен трудиться самоотверженно, энергично, и мы призываем всех женщин нашей республики еще больше повысить производительность труда для того, чтобы еще больше укрепить наш тыл, трудиться, не жалея сил и энергии».
Обращение артистов прозвучало от имени известных и любимых в то суровое время деятелей искусств: народной артистки Киргизской ССР
А. Куттубаевой, заслуженной артистки Киргизской ССР С. Кийизбаевой, артисток Киргизского государственного ордена Ленина музыкального театра М. Эркибаевой и Ш. Сыдыкбековой, концертмейстера этого же театра Славы Окуня. Уже с первых же дней войны артисты и музыканты брали шефство над воинскими частями, госпиталями, призывными пунктами. Было сформировано семь концертных фронтовых бригад, и все годы, пока шла война, они давали концерты в частях Калининского, Белорусского, Ленинградского и Украинского фронтов.
Исторические документы свидетельствуют о том, что народные артисты республики А. Усенбаев, М. Баетов, А. Боталиев, А. Куттубаева, С. Кийизбаева, М. Омурканова, М. Махмутова, композиторы В. Власов и В. Фере выступали на передовых линиях фронта.
Вместе с войсками маршала К. Рокоссовского артисты из Киргизии участвовали во взятии Гомеля, за что персонально были удостоены благодарности командования. Другая концертная группа, в состав которой входили артисты С. Айтмамбетов, К. Жралиева, А. Исмаилова, К. Алиева, с июля 1942 г. по сентябрь 1944 г. походным маршем «прошагала» через фронты сражений вместе с воинами Гвардейской Панфиловской дивизии.
Летом 1942 г. была сформирована Вторая фронтовая бригада, которую возглавляли композитор В. Власов и поэт В. Винников. Она объединяла артистов только что созданного Театра оперы и балета М. Махмутову, С. Кийизбаеву, Х. Темирбекова, М. Зюванова, Г. Худайбергенова и Р. Ибраимова, М. Баетова, С. Бекмуратова, Дж. Муслимова, артистов Театра русской драмы В. Халатова, Н. Тайц, В. Арбенина, аккордеониста А. Мурыгина, баянистов А. и
В. Аваровых. Все члены бригады были полны решимости скорее отправиться на фронт и встретиться с бойцами.
Бойцы зачарованно слушали игру на комузе и задушевное пение Муссы Баетова, внимательно вслушивались в голоса мастеров художественного слова В. Арбенина и Н. Тайц, оживлялись, глядя на танцевавшего зажигательную, темпераментную лезгинку Джамала Муслимова, восторгались зычным басом Михаила Зюванова и нежным голосом красавицы Марьям Махмутовой, исполняющей свою любимую песню о счастье, о желанной встрече «Ой тобо», восторженно принимали пение Сайры Кийизбаевой»…
Впоследствии «члены» фронтовых бригад были награждены почетными грамотами Верховного Совета республики и ценными подарками. Многие из них были удостоены грамот от Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР «За отличную работу по культурно-шефскому обслуживанию частей Красной армии и Военно-Морского флота».
Информационная справка: В творческой жизни республики в годы войны активное участие принимали многочисленные исполнительские коллективы, эвакуированные из центральных городов России. В не очень большой столице республики — городе Фрунзе — уже осенью 1941 г. собрались крупнейшие артистические силы страны — Государственный симфонический оркестр СССР под управлением Н. Рахлина, Государственный хор, возглавляемый А. Свешниковым, Ленинградская хоровая капелла, Русский народный хор им.М. Пятницкого, Ансамбль танца, джаз-оркестры под управлением А. Цфасмана и Скоморовского. В республику прибыли и стали работать в театрах известнейшие музыканты Д. Ойстрах, Я. Зак, Э.Гилельс, Я. Флиер, Р. Тамаркина, певцы И. Краузе (Петров), М. Зюванова,М. Кусевицкий…
С середины декабря 1941 г. начал выступления симфонический оркестр, которым дирижировал маститый музыкант Натан Рахлин. Главной целью концертов являлось знакомство слушателей с лучшими произведениями отечественной и зарубежной музыкальной классики: П. Чайковского, Д. Шостаковича, А. Бородина, Л. Бетховена, И. Баха, Г. Берлиоза, Ф. Шопена, Н. Римского-Корсакова. С оркестром постоянно выступали и киргизские певцы и инструменталисты.
Очень скоро установилась традиция еженедельных концертов-лекций в воинских частях и госпиталях. В парках, сельских клубах играл духовой оркестр, созданный Д. Соколовым. А в кинотеатрах Фрунзе перед сеансами выступали эстрадные оркестры под руководством будущего известного композитора И. Шварца и великого джазмена, отсидевшего свое время в лагерях, Э. Рознера.
Прибыл кавказский оркестр под руководством Вассо Дарьялова, с концертами объехавший всю Центральную Азию. Приехали и выступали Л. Русланова, К. Шульженко, К. Джапаридзе, Н. Кусевитцкий, Л. Орлова и З. Шульман, В. Яхонтов и Б. Чирков, А. Райкин, А. Гузик, И. Набатов и многие другие. Более 600 актеров разместил концертный отдел филармонии. Случались и смешные истории: как-то позвонили из милиции и попросили срочно прийти. Оказалось, что приехавший из голодного Ленинграда Н. Г. Рахлин, увидев буйство восточного базара, купил для своих оркестрантов мешок сахара. Его приняли за спекулянта, и необходимо было подтверждение, что он выдающийся дирижер. Или высокому начальству управления культуры пришлось долго объяснять, почему для арфисток нужна грузовая машина, а скрипачи приходят на концерты со своими музыкальными инструментами пешком…"
Комментариев нет:
Отправить комментарий