Туркестанский
альбом: 1871-72гг. Кок-бору (кирг. Көк-бөрү) или улак-тартыш, или кокпар (в
Казахстане), в русском языке часто уптребляется слово "козлодрание" –
древняя, известная со времен зороастризма, популярная игра среди казахов,
киргизов, таджиков, татар, узбеков и других народов Средней Азии.
Кок-бору– это симбиоз скачек и игры. Всадники борются за тушу козла – необходимо не только завладеть ею, но и удержать, забросить в «казан» (ворота) команды соперника, либо, по другим правилам, добраться с тушей до оговоренного участка, например, своего аула, дальше которого противники не имеют право бороться за нее. Правила кокпара со временем видоизменились и стали менее жестокими. Кокпару учат в спортивных школах ряда стран Средней Азии, где проводятся специальные соревнования по этому виду спорта.
Слово «Кок-бору» происходит от словосочетания «кок бору», что переводится, как «серый волк» . Возвращаясь с удачной охоты, кочевники часто устраивали соревнования между собой: кто первым доберется до родной деревни с тушей убитого зверя.
Кок-бору известен с древних времен. Первоначально, борьба за тушу козла не являлась только игрой, а была своего рода подготовкой и экзаменом будущих воинов. Молодежь нарабатывала навыки борьбы на конях, управления ими в экстремальных условиях настоящего боя. Есть свидетельства, что в игре участвовали сотни наездников и даже тысячи, а длилось такое состязание целый день.
По правилам кокпара, в игре участвуют только жеребцы и кони. Кок-бору жесткая спортивная игра, она требует немалой силы и сноровки от спортсменов, потому средний возраст участников официальных соревнований составляет около 20 лет. В былые времена участникам козлодрания разрешалось применять физическую силу, бить соперников камчой, кожаной плетью
По некоторым местным поверьям, мясо козла, служившего главным объектом игры, обладает целебными свойствами, помогает от бесплодия. Считается, что среди тысяч рук, притронувшихся к туше, могла быть рука святого человека, что и наделяет ее магическим качествами.
Кок-бору– это симбиоз скачек и игры. Всадники борются за тушу козла – необходимо не только завладеть ею, но и удержать, забросить в «казан» (ворота) команды соперника, либо, по другим правилам, добраться с тушей до оговоренного участка, например, своего аула, дальше которого противники не имеют право бороться за нее. Правила кокпара со временем видоизменились и стали менее жестокими. Кокпару учат в спортивных школах ряда стран Средней Азии, где проводятся специальные соревнования по этому виду спорта.
Слово «Кок-бору» происходит от словосочетания «кок бору», что переводится, как «серый волк» . Возвращаясь с удачной охоты, кочевники часто устраивали соревнования между собой: кто первым доберется до родной деревни с тушей убитого зверя.
Кок-бору известен с древних времен. Первоначально, борьба за тушу козла не являлась только игрой, а была своего рода подготовкой и экзаменом будущих воинов. Молодежь нарабатывала навыки борьбы на конях, управления ими в экстремальных условиях настоящего боя. Есть свидетельства, что в игре участвовали сотни наездников и даже тысячи, а длилось такое состязание целый день.
По правилам кокпара, в игре участвуют только жеребцы и кони. Кок-бору жесткая спортивная игра, она требует немалой силы и сноровки от спортсменов, потому средний возраст участников официальных соревнований составляет около 20 лет. В былые времена участникам козлодрания разрешалось применять физическую силу, бить соперников камчой, кожаной плетью
По некоторым местным поверьям, мясо козла, служившего главным объектом игры, обладает целебными свойствами, помогает от бесплодия. Считается, что среди тысяч рук, притронувшихся к туше, могла быть рука святого человека, что и наделяет ее магическим качествами.
Туркестанский
альбом: 1871-72гг. Кыз-куу (кыз-кумай, кыз-джарыш) - "догони
девушку". В прошлом эта игра была свадебным обычаем. В игре участвовали
жених, невеста и сноха - джене, которая старалась помочь девушке ускакать от
юноши. Жених должен был догнать невесту, этим он доказывал свою любовь к ней и
закреплял право на женитьбу. Эта национальная традиционная игра часто
проводится в праздничные дни.
В игре участвуют несколько пар (всадник и всадница) в национальных костюмах, хорошо знающие правила игры и отлично управляющие конем. Дистанция в этом соревновании устанавливается не более 1000 метров. По традиции девушке дается гандикап в 20 метров. Джигит пытается догнать и на скаку поцеловать девушку или своим головным убором слегка коснуться ее, тем самым дав знать о своей победе. На обратном пути девушка догоняет джигита, и если догонит, то снимает с него головной убор. Этим она дает знать о своей победе. В соревнованиях от каждой команды выступает 2-3 пары. В оценке учитывается мастерство управления конем, его резвость на дистанции, красочность костюмов наездников.
В игре участвуют несколько пар (всадник и всадница) в национальных костюмах, хорошо знающие правила игры и отлично управляющие конем. Дистанция в этом соревновании устанавливается не более 1000 метров. По традиции девушке дается гандикап в 20 метров. Джигит пытается догнать и на скаку поцеловать девушку или своим головным убором слегка коснуться ее, тем самым дав знать о своей победе. На обратном пути девушка догоняет джигита, и если догонит, то снимает с него головной убор. Этим она дает знать о своей победе. В соревнованиях от каждой команды выступает 2-3 пары. В оценке учитывается мастерство управления конем, его резвость на дистанции, красочность костюмов наездников.
Туркестанский
альбом: 1871-72гг. Байге (башк. , каз. и тат. бәйге /bæjˈge/; узб. Poyga) — один из древнейших и популярнейших
видов конных скачек у многих тюркских народов (алтайцев, башкир, казахов,
киргизов, татар и узбеков).
Неразрывной частью похоронно-поминальной обрядности был обычай устраивать конноспортивные состязания. Они делились на маленькие и большие скачки. Малые устраивали в день похорон - "кемеге байге" или "кер байге", они отличались малочисленными участниками. Большие состязания устраивались на годовщине - "аш". Они отличались многолюдностью, количеством больших призов и разнообразием самих состязаний. Эти состязания в полном объёме могли устроить только богатые семьи и роды. Они продолжались в течение нескольких дней и превращались в грандиозное зрелище, общенародный театр
Байге — это скачка по пересечённой местности на длинную дистанцию (5—15, а в прошлом и более 50 км), в которой важнейшую роль играет тактическое мастерство всадника. Зарождение её связано с кочевым бытом, необходимостью подготовки лошадей к длинным переходам. В настоящее время проводят на ипподромах.
Аламан байге – скачка на длинные и сверхдлинные дистанции (25, 50, 100 км), является одним из древних и популярных состязаний. Зарождение ее связано с кочевым бытом, необходимостью подготовки лошадей к длинным переходам, особенно в военное время. Аламан байге является первым и основным видом программы крупных народных празднеств, особенно поминок (ас). Состязания проводились в степи по прямой, изобилующей естественными преградами, без ограничения количества лошадей, их породы. По мере приближения наездников к финишу выкрикивали родовые кличи (уран), по которым зритель узнавал победителей скачки.
Байге проводилась на всех праздниках и была доступной для всех. Она устраивалась на ровной местности по прямой, с поворотом или по замкнутому кругу. Соревнования проводились на следующие дистанции: от 1,2 до 2 км для лошадей не моложе трех лет, от 2,4 до 4,8 км для лошадей до четырех лет, от 5 до 8 км для лошадей в возрасте до пяти лет и старше (собственно байге).
Неразрывной частью похоронно-поминальной обрядности был обычай устраивать конноспортивные состязания. Они делились на маленькие и большие скачки. Малые устраивали в день похорон - "кемеге байге" или "кер байге", они отличались малочисленными участниками. Большие состязания устраивались на годовщине - "аш". Они отличались многолюдностью, количеством больших призов и разнообразием самих состязаний. Эти состязания в полном объёме могли устроить только богатые семьи и роды. Они продолжались в течение нескольких дней и превращались в грандиозное зрелище, общенародный театр
Байге — это скачка по пересечённой местности на длинную дистанцию (5—15, а в прошлом и более 50 км), в которой важнейшую роль играет тактическое мастерство всадника. Зарождение её связано с кочевым бытом, необходимостью подготовки лошадей к длинным переходам. В настоящее время проводят на ипподромах.
Аламан байге – скачка на длинные и сверхдлинные дистанции (25, 50, 100 км), является одним из древних и популярных состязаний. Зарождение ее связано с кочевым бытом, необходимостью подготовки лошадей к длинным переходам, особенно в военное время. Аламан байге является первым и основным видом программы крупных народных празднеств, особенно поминок (ас). Состязания проводились в степи по прямой, изобилующей естественными преградами, без ограничения количества лошадей, их породы. По мере приближения наездников к финишу выкрикивали родовые кличи (уран), по которым зритель узнавал победителей скачки.
Байге проводилась на всех праздниках и была доступной для всех. Она устраивалась на ровной местности по прямой, с поворотом или по замкнутому кругу. Соревнования проводились на следующие дистанции: от 1,2 до 2 км для лошадей не моложе трех лет, от 2,4 до 4,8 км для лошадей до четырех лет, от 5 до 8 км для лошадей в возрасте до пяти лет и старше (собственно байге).
Комментариев нет:
Отправить комментарий