Некоторые виды одежды кыргызов в XIX-м и в начале XX-века...
Женский
киргизский гардероб также как и мужской состоял из нательной и верхней одежды.
К нательным относились платье-рубаха - «койнек» и шаровары. На груди женских
рубах всегда имелась вышивка или надевался нагрудник - «ёнур», «жака», расшитые
цветными нитками.
Уникальными элементами женской одежды являлась распашная юбка - «бельдемчи», головной убор тюрбан - «элечек». Однако эти виды одежды носили только замужние женщины. «Бельдемчи», кстати, использовали и мужчины, но в качестве боевой одежды. В этих случаях их обычно покрывали металлическими пластинами.
Головные уборы девушек обычно украшали перьями птиц, пришивали к ним различные украшения из серебра, жемчуга, кораллов. Так же женщины носили тюбетейки и меховые шапки, которые назывались «топу» и «тебетей» соответственно.
Поверх платья-рубахи женщины надевали короткую или длинную безрукавку - «чыптама», камзол с короткими рукавами - «кемсел», халат - «чапан», стеганый халат - «чепкен». Зимняя одежда состояла из меховых шуб - «ичик». В состав головного убора «элечек», «келеек» или «илеки» входил «такыя» или «кеп такыя», которую надевали на голову прежде, чем намотать тюрбан.
Обувь для женщин обычно покупали готовую. Это были цветные, чаще зеленые или красные сапожки на каблуках, иногда орнаментированные.
В зависимости от возрастных категорий наряд женщины дополнялся различными серебряными украшениями и амулетами. Кроме того, известно, что женщинам и девушкам было свойственно прятать свои косы. Для этих целей они носили специальные «накосники» - длинные бархатные полоски в виде трубочек - «чачпак», на которые нашивали различные украшения. В зависимости от возрастных категорий женщины носили различные серебряные украшения и амулет: это накосные украшения - «чач учтук», «чач мончок», серьги - «сойке», «сойке желбурееч», нагрудные - «тумар», «бой тумар», браслеты - «билерик», кольца - «шакек». Детская и девичья одежда также украшались серебряными пуговицами - «топчу», «бучулук», кораллом - «шуру», различными амулетами и оберегами.
Уникальными элементами женской одежды являлась распашная юбка - «бельдемчи», головной убор тюрбан - «элечек». Однако эти виды одежды носили только замужние женщины. «Бельдемчи», кстати, использовали и мужчины, но в качестве боевой одежды. В этих случаях их обычно покрывали металлическими пластинами.
Головные уборы девушек обычно украшали перьями птиц, пришивали к ним различные украшения из серебра, жемчуга, кораллов. Так же женщины носили тюбетейки и меховые шапки, которые назывались «топу» и «тебетей» соответственно.
Поверх платья-рубахи женщины надевали короткую или длинную безрукавку - «чыптама», камзол с короткими рукавами - «кемсел», халат - «чапан», стеганый халат - «чепкен». Зимняя одежда состояла из меховых шуб - «ичик». В состав головного убора «элечек», «келеек» или «илеки» входил «такыя» или «кеп такыя», которую надевали на голову прежде, чем намотать тюрбан.
Обувь для женщин обычно покупали готовую. Это были цветные, чаще зеленые или красные сапожки на каблуках, иногда орнаментированные.
В зависимости от возрастных категорий наряд женщины дополнялся различными серебряными украшениями и амулетами. Кроме того, известно, что женщинам и девушкам было свойственно прятать свои косы. Для этих целей они носили специальные «накосники» - длинные бархатные полоски в виде трубочек - «чачпак», на которые нашивали различные украшения. В зависимости от возрастных категорий женщины носили различные серебряные украшения и амулет: это накосные украшения - «чач учтук», «чач мончок», серьги - «сойке», «сойке желбурееч», нагрудные - «тумар», «бой тумар», браслеты - «билерик», кольца - «шакек». Детская и девичья одежда также украшались серебряными пуговицами - «топчу», «бучулук», кораллом - «шуру», различными амулетами и оберегами.
В XIX веке производство колпаков было женским делом, а продавали их мужчины. Для
изготовления колпака заказчик сдавал целое руно молодого ягнёнка и руно брали в
качестве оплаты.
Колпаки шили из четырёх клиньев, расширяющихся книзу. По бокам клинья не сшивали, что позволяет поднимать или опускать поля, защищая глаза от яркого солнца. Верх украшали кисточкой. Киргизские колпаки были разнообразны в покрое. Колпаки знати были с высокой тульей, поля колпака подшивали чёрным бархатом. Бедные киргизы свои головные уборы оторачивали сатином, а детские колпаки украшали красным бархатом или красной материей.
Разновидность колпака — ай колпай — была без разрезных полей. Войлочный колпак носят и другие народы Средней Азии. Появление его в Средней Азии относится к XIII веку.
Малахай — особый вид головного убора, отличительная особенность которого — длинный, спускающийся на спину назатыльник, соединённый с удлинёнными наушниками. Его изготовляли из меха лисы, реже из меха молодого барана или оленя, а верх покрывали тканью. Малахаем называли также широкий кафтан без пояса.
Тебетей — распространённый зимний головной убор, непременная часть мужского киргизского национального костюма. Он имеет плоскую четырёхклинную тулью и шьют его, как правило, из бархата или сукна, отделывают чаще всего лисьим мехом или куницей, а в районах Тянь-Шаня — мехом чёрного барашка.
Кызыл тебетей — красная шапка. Её надевали на голову при возведении на ханство.
В прошлом существовал обычай: если гонца посылал важный начальник, то его "визитной карточкой" был предъявленный гонцом тебетей этого начальника.
Чапан — мужская и женская длинная одежда типа халата. Без чапана выходить из дома считалось неприличным. Шьют чапан на вате или на верблюжьей шерсти с ситцевой подкладкой. В старину подкладку делали из маты — дешёвой белой или набивной хлопчатобумажной ткани. Сверху чапан покрывали бархатом, сукном, вельветом. В настоящее время чапаны носят лишь пожилые люди. Существует несколько вариантов этой одежды, вызванных этническими различиями: найгут чапан — широкий туникообразный халат, рукава с ластовицей, вшитые под прямым углом; каптама чапан — покрой свободный, рукава вшивные с округлой проймой и чапан прямой узкий, с боковыми разрезами. Подол и рукава обычно обшиваются шнуром.
Кементай — широкий войлочный халат. Этот одежда главным образом скотоводов: она защищает от холода и дождя. В прошлом белый богато отделанный кементай носили зажиточные киргизы.
Белдемчи — часть женского киргизского национального костюма в виде распашной юбки на широком поясе. Такие юбки издревле носили во многих азиатских странах. Одежда в виде распашной юбки известна также на Украине, в Молдавии и в Прибалтике.
В Киргизии женщины начинали носить белдемчи поверх платья или халата после рождения первого ребёнка. В условиях кочевой жизни такая одежда не стесняла движений и защищала от холода.
Известно несколько видов белдемчи: распашная юбка — сильно сосборенная, сшитая из трёх-четырёх скошенных кусков чёрного бархата. Её края сходились спереди. Юбку украшали шелковой вышивкой.
Другой вид — юбка без сборок из цветного бархата или из ярких полушёлковых тканей. Спереди полы юбки не сходились на 15 сантиметров. Края обшивали полосками меха выдры, куницы, мерлушки. Встречались юбки, сделанные из овчины.
Элечек — женский головной убор в виде тюрбана. В полном виде он состоит из трёх частей: на голову надевалась шапочка с накосником, поверх неё небольшой прямоугольный кусок ткани, закрывающий шею и сшитый под подбородком; поверх всего — чалма из белой материи.
У разных родоплеменных групп Киргизии женская чалма имела различные формы — от простой накрутки до сложных сооружений, слегка напоминающих русскую рогатую кику.
В Киргизии чалма получила большое распространение.
Её называли калёк, но у южных и северных киргизов — элечек. Это же название бытовало и у некоторых групп казахов. В первый раз элечек надевали молодой, отправляя в дом мужа, тем самым подчёркивая переход её в другую возрастную группу. В свадебном пожелании молодухе говорилось: "Пусть твой белый элечек не спадает с твоей головы". Это было пожелание долгого семейного счастья.
Элечек носили зимой и летом, без него не было принято выходить из юрты даже за водой.
Колпаки шили из четырёх клиньев, расширяющихся книзу. По бокам клинья не сшивали, что позволяет поднимать или опускать поля, защищая глаза от яркого солнца. Верх украшали кисточкой. Киргизские колпаки были разнообразны в покрое. Колпаки знати были с высокой тульей, поля колпака подшивали чёрным бархатом. Бедные киргизы свои головные уборы оторачивали сатином, а детские колпаки украшали красным бархатом или красной материей.
Разновидность колпака — ай колпай — была без разрезных полей. Войлочный колпак носят и другие народы Средней Азии. Появление его в Средней Азии относится к XIII веку.
Малахай — особый вид головного убора, отличительная особенность которого — длинный, спускающийся на спину назатыльник, соединённый с удлинёнными наушниками. Его изготовляли из меха лисы, реже из меха молодого барана или оленя, а верх покрывали тканью. Малахаем называли также широкий кафтан без пояса.
Тебетей — распространённый зимний головной убор, непременная часть мужского киргизского национального костюма. Он имеет плоскую четырёхклинную тулью и шьют его, как правило, из бархата или сукна, отделывают чаще всего лисьим мехом или куницей, а в районах Тянь-Шаня — мехом чёрного барашка.
Кызыл тебетей — красная шапка. Её надевали на голову при возведении на ханство.
В прошлом существовал обычай: если гонца посылал важный начальник, то его "визитной карточкой" был предъявленный гонцом тебетей этого начальника.
Чапан — мужская и женская длинная одежда типа халата. Без чапана выходить из дома считалось неприличным. Шьют чапан на вате или на верблюжьей шерсти с ситцевой подкладкой. В старину подкладку делали из маты — дешёвой белой или набивной хлопчатобумажной ткани. Сверху чапан покрывали бархатом, сукном, вельветом. В настоящее время чапаны носят лишь пожилые люди. Существует несколько вариантов этой одежды, вызванных этническими различиями: найгут чапан — широкий туникообразный халат, рукава с ластовицей, вшитые под прямым углом; каптама чапан — покрой свободный, рукава вшивные с округлой проймой и чапан прямой узкий, с боковыми разрезами. Подол и рукава обычно обшиваются шнуром.
Кементай — широкий войлочный халат. Этот одежда главным образом скотоводов: она защищает от холода и дождя. В прошлом белый богато отделанный кементай носили зажиточные киргизы.
Белдемчи — часть женского киргизского национального костюма в виде распашной юбки на широком поясе. Такие юбки издревле носили во многих азиатских странах. Одежда в виде распашной юбки известна также на Украине, в Молдавии и в Прибалтике.
В Киргизии женщины начинали носить белдемчи поверх платья или халата после рождения первого ребёнка. В условиях кочевой жизни такая одежда не стесняла движений и защищала от холода.
Известно несколько видов белдемчи: распашная юбка — сильно сосборенная, сшитая из трёх-четырёх скошенных кусков чёрного бархата. Её края сходились спереди. Юбку украшали шелковой вышивкой.
Другой вид — юбка без сборок из цветного бархата или из ярких полушёлковых тканей. Спереди полы юбки не сходились на 15 сантиметров. Края обшивали полосками меха выдры, куницы, мерлушки. Встречались юбки, сделанные из овчины.
Элечек — женский головной убор в виде тюрбана. В полном виде он состоит из трёх частей: на голову надевалась шапочка с накосником, поверх неё небольшой прямоугольный кусок ткани, закрывающий шею и сшитый под подбородком; поверх всего — чалма из белой материи.
У разных родоплеменных групп Киргизии женская чалма имела различные формы — от простой накрутки до сложных сооружений, слегка напоминающих русскую рогатую кику.
В Киргизии чалма получила большое распространение.
Её называли калёк, но у южных и северных киргизов — элечек. Это же название бытовало и у некоторых групп казахов. В первый раз элечек надевали молодой, отправляя в дом мужа, тем самым подчёркивая переход её в другую возрастную группу. В свадебном пожелании молодухе говорилось: "Пусть твой белый элечек не спадает с твоей головы". Это было пожелание долгого семейного счастья.
Элечек носили зимой и летом, без него не было принято выходить из юрты даже за водой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий