Oбразы Маргариты Тереховой
25 августа исполнилось 71 год советской и российской актрисе Маргарите Тереховой. К сожалению, вот уже 8 лет она практически не участвует в общественной жизни, не говоря уже о съемках в кино.
Утонченную и очень умную женщину, тонкую натуру и чрезвычайно многогранную актрису называют иногда чувственной колдуньей, сравнивая с булгаковской Маргаритой и приписывая ей знание тайных секретов любовной ворожбы. Она наделяет своих героинь сверхъестественным магнетизмом, мастерски передает их внутренний мир, привносит в их образ некую загадочную интригу.
Критики оставляют противоречивые отзывы о Маргарите: одни восхищаются искренней экспрессией, которую Терехова проявляет в своих работах, другие считают, что в годы юности актриса «выезжала» исключительно на своей красоте.
А все ее образы по достижении бальзаковского возраста, по мнению некоторых личностей, вызывают у зрителя устойчивые ассоциации с Миледи.
Однако мнение злопыхателей абсолютно не волнует поклонников талантливой актрисы. Вклад ее в историю отечественного кинематографа поистине бесценен…
Сегодня, в честь дня рождения Маргариты Тереховой, мы подобрали для вас пять фильмов, в которых она наиболее ярко демонстрирует всю многогранность своего таланта. Скажем прямо, выбор был непрост, ведь Маргарита Борисовна блистательна и разнообразна во всех своих воплощениях. Давайте посмотрим на результат!
Нежная русская красавица
Перед вами кадр из фильма «Зеркало» (1974 г.), — сложной психологической драмы, потрясающей работы А. Тарковского. Он с самого начала ощутил некий дар прозрения Маргариты, полностью соответствующий его масштабному замыслу, а также внутреннюю ее непокорность и независимость. Доверив Тереховой сразу две роли, — жены (Наталья) и матери (Мария), режиссер не прогадал: в своем зыбком состоянии метерлинковского ожидания, преисполненном нечаянными ощущениями и мимолетностями, актриса великолепна. Те, кто смотрел «Зеркало», открыли в себе что-то новое, вспомнили детство и увидели наяву историю своей семьи, — шквал писем, пришедших на адрес Тарковского, слегка примирил его с критикой, обрушившейся на его детище…
Настоящая Женщина, яркая, страстная и ревнивая
В «Собаке на сене» (1977 г.), — комедийном мюзикле, — графиня Диана (Терехова) никак не может сделать выбор между мужчинами. Извечная женская трагедия, — «кого люблю, тому морочу голову», — потрясающе ярко и натуралистично передана Маргаритой. Здесь она – подлинная Настоящая Женщина: темпераментная, величественно красивая, неприступно обворожительная, искренне любящая и жестоко ревнующая. Экранизация пьесы Лопе Де Вега содержит множество сокращений, что, по нашему мнению, пошло ей только на пользу: некоторые особенно затянувшиеся диалоги стали более страстными и порывистыми, а блистательный тандем Тереховой с Боярским заставляет смотреть картину буквально на одном дыхании.
Скромная и романтичная учительница
«Расписание на послезавтра» (1978 г.), — классическая драма, в которой тонкая, нежная и чувствительная учительница литературы Антонина Сергеевна (Маргарита) пытается доказать практичным и приземленным «современным» детишкам, учащимся в элитном физико-математическом лицее, что помимо суровых материй существует еще нечто эфирное, неосязаемое, но от этого не менее важное, и уж точно гораздо более прекрасное. Получится ли это у нее? Нетрудно догадаться! Ведь любой ребенок мечтает именно о такой учительнице, — Терехова здесь воплощает подлинную Мэри Поппинс. Она умная, понимающая, умная, опытный педагог и… еще раз умная, — именно знания, на которые умело опирается ее героиня в своих диалогах с грамотными школьниками, помогают ей поддержать авторитет. Физикам писатели ничего не дают? «А вот Эйнштейн говорил, что Достоевский дал ему гораздо больше, чем любой ученый», — железная аргументация в споре дает гораздо больше, чем попытка сыграть на чувствах. Хотя красота и обаяние молодой учительницы тоже помогли.
Коварная и жестокая интриганка
«Д`Артаньян и три мушкетера» (1978 г.), — сам фильм описывать не имеет смысла, его знает каждый. А вот на персонаже Маргариты, — Миледи Винтер, — стоит остановиться подробнее. Именно он вызвал волну критики: дескать, и возраст у нее не соответствует героине романа, и вообще она переигрывает, особенно в сцене соблазнения Фельтона. Однако кто, кроме Тереховой, смог бы настолько четко, ярко и беспощадно талантливо воплотить образ несчастной, запутавшейся женщины? Она коварна, жестока, и вообще убийца – да! Но почему тогда ее становится жаль, и даже благородный Атос в разрезе его поступка с молодой женой перестает вызывать симпатии? Не в этом ли заключается подлинный талант актрисы, — показать колебания «на грани»? Она настолько вживается в роль, что на ее плече во время съемок проступает красное пятно в виде лилии…
«Благочестивая Марта» (1980 г.), — веселая комедия, в которой Терехова в роли доньи Марты филигранно морочит голову престарелому дворянину, которого отец прочит ей в мужья. Изобразить юную девушку, давшую обет девственности, в 38 лет? Да еще и обладая почетным титулом секс-символа советского кино, который закрепился за Маргаритой после роли Миледи? На это способна только она!
Разносторонняя, феерически талантливая Маргарита Терехова пробовала себя и в качестве режиссера, — ее «Чайка», — экранизация А. Чехова, — заслужила самую высокую оценку критиков. К сожалению, это была первая и последняя режиссерская работа, — тяжелая болезнь не позволяет сейчас Маргарите заниматься творческой деятельностью. Ее дети пошли по стопам матери, — их выбор был абсолютно сознателен. Актриса считает предосудительным навязывать кому-либо свое мнение. Даже если знает, что оно правильное. «Жизнь покажет!»
Комментариев нет:
Отправить комментарий