Киргизы охотники с карамултуками. Фото:1920 год
Карамульту́к, реже карамылты́к — длинноствольное фитильное ружьё у азиатских народов (Таджикистан, Кыргызстан, Казахстан, Узбекистан…) примерно XIX — начала XX века. В тюркских языках слово «кара» означает чёрный (здесь противопоставляется украшенному оружию), «мылтык» — винтовка, ружьё.
В Центральной Азии оружие с фитильным замком, простейшим механизмом для воспламенения заряда, применяли до начала XX в. У "карамультука" характерный изогнутый приклад и очень длинный ствол. K ружью прикрепляли две деревянные сошки, на которые при стрельбе опиралось это громоздкое оружие.
Охота, бывшая в древности одним из основных занятий кыргызов, еще в XIX в. являлась значительным подспорьем в их трудовых хозяйствах. В фольклоре сохранились воспоминания о том, что в отдельных случаях охотники снабжали мясом бедные аилы или небольшие общины. Доказательством большого значения охоты в прошлом служит кыргызский народный календарь, в котором пять месяцев носят названия промысловых животных: оленя (бугу), горного козла (теке), архара (кулжа) и самца косули (чын куран, т. е. истинный куран, и жалган куран, т. е. ложный куран).
Охотились с ловчими птицами и с ружьями, ставили тарелочные капканы (железные) и силки. Значительное распространение до Октябрьской революции имели фитильные ружья с деревянными сошками, но уже появлялись шомпольные ружья и берданки. Объектами охоты были горные бараны, козлы, косули, медведи, волки, лисицы; в первой половине XIX в. была распространена охота на маралов, рога которых, добытые в определенное время года, высоко ценились в Китае; их скупали у кыргызов китайские купцы. Кыргызы славились как искусные, исключительно меткие стрелки и неутомимые охотники.
В старину на горных баранов и козлов устраивались иногда коллективные облавы, напоминающие такие же способы охоты у таджиков. Охотники, как и пастухи, для ходьбы в горах пользовались особыми приспособлениями из конских копыт (тай туяк), которые пристегивались к подошвам сапог. У них были «ступающие», круглой или четырехугольной формы, лыжи (жапкак) и железные приспособления типа «кошек» (темир покой) для ходьбы по скалам.У кыргызов существовал обряд посвящения в охотники. Применялись заговоры на дичь.
Карамульту́к, реже карамылты́к — длинноствольное фитильное ружьё у азиатских народов (Таджикистан, Кыргызстан, Казахстан, Узбекистан…) примерно XIX — начала XX века. В тюркских языках слово «кара» означает чёрный (здесь противопоставляется украшенному оружию), «мылтык» — винтовка, ружьё.
В Центральной Азии оружие с фитильным замком, простейшим механизмом для воспламенения заряда, применяли до начала XX в. У "карамультука" характерный изогнутый приклад и очень длинный ствол. K ружью прикрепляли две деревянные сошки, на которые при стрельбе опиралось это громоздкое оружие.
Охота, бывшая в древности одним из основных занятий кыргызов, еще в XIX в. являлась значительным подспорьем в их трудовых хозяйствах. В фольклоре сохранились воспоминания о том, что в отдельных случаях охотники снабжали мясом бедные аилы или небольшие общины. Доказательством большого значения охоты в прошлом служит кыргызский народный календарь, в котором пять месяцев носят названия промысловых животных: оленя (бугу), горного козла (теке), архара (кулжа) и самца косули (чын куран, т. е. истинный куран, и жалган куран, т. е. ложный куран).
Охотились с ловчими птицами и с ружьями, ставили тарелочные капканы (железные) и силки. Значительное распространение до Октябрьской революции имели фитильные ружья с деревянными сошками, но уже появлялись шомпольные ружья и берданки. Объектами охоты были горные бараны, козлы, косули, медведи, волки, лисицы; в первой половине XIX в. была распространена охота на маралов, рога которых, добытые в определенное время года, высоко ценились в Китае; их скупали у кыргызов китайские купцы. Кыргызы славились как искусные, исключительно меткие стрелки и неутомимые охотники.
В старину на горных баранов и козлов устраивались иногда коллективные облавы, напоминающие такие же способы охоты у таджиков. Охотники, как и пастухи, для ходьбы в горах пользовались особыми приспособлениями из конских копыт (тай туяк), которые пристегивались к подошвам сапог. У них были «ступающие», круглой или четырехугольной формы, лыжи (жапкак) и железные приспособления типа «кошек» (темир покой) для ходьбы по скалам.У кыргызов существовал обряд посвящения в охотники. Применялись заговоры на дичь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий