Русская матрешка: история создания
Истории создания русской матрешки существует в нескольких версиях. Но основная, зафиксированная документально, говорит о том, что расписная кукла появилась в конце 19 столетия, когда в обществе возник нарастающий интерес к русской культуре и искусству...
Истории создания русской матрешки существует в нескольких версиях. Но основная, зафиксированная документально, говорит о том, что расписная кукла появилась в конце 19 столетия, когда в обществе возник нарастающий интерес к русской культуре и искусству. В это время зародилось художественное направление, получившее название «русский стиль».
Особое внимание тогда в восстановлении русских традиций уделялось крестьянской игрушке. Именно тогда профессиональный художник С.В. Малютин создал эскиз русской деревянной расписной куклы. Это была круглолицая, розовощекая крестьянская девушка, одетая в вышитую сорочку, сарафан и передник. Голова её была покрыта традиционным русским платком, а в руках она держала чёрного петуха.
Эту куклу назвали Матреной, преобразив впоследствии в имя нарицательное «матрешка». Это имя было выбрано не случайно. Матрена – это наиболее распространенное имя для простой русской женщины в конце 19 столетия, означающее в переводе с латинского языка «мать». В народе оно ассоциировалось с матерью большого семейства, здоровой, сильной женщиной.
По эскизу С. Малютина лучший сергиево-посадский игрушечник Звездочкин В. выточил разъемную восьмиместную деревянную куклу. Первой была девочка с черным петухом, потом мальчик, следом опять девочка и так персонажи чередовались, а самая последняя маленькая кукла была спеленатым младенцем.
Идею создания деревянной разъемной куклы художник С. Малютин перенял у японцев. А именно, взял идею с фигурки японского мудреца Фукуруму, представленного в традиционном японском стиле с лицом добродушного лысого старика. В эту фигурку вкладывались еще несколько небольших. По утверждениям японцев, у них эту фигурку впервые выточил неизвестный русский монах.
Технологию вытачивания разъемной игрушки русские мастера усвоили сразу, ведь они уже давно умели вытачивать предметы из дерева, которые можно было вкладывать друг в друга. И до настоящего времени принцип создания матрешки не изменился, все приемы русского токарного искусства сохранились и передаются из поколения в поколение, как, принципе, и материал изготовления – липа, береза, ольха.
Сегодня любой иностранец, приезжая в Россию, ищет на память традиционный русский сувенир. Все знают о существовании матрешки, поэтому сувенир матрешка купить можно уже практически повсеместно. Так что часто именно матрешка становится тем предметом, который будет ярко и реалистично напоминать иностранцу о России.
Истории создания русской матрешки существует в нескольких версиях. Но основная, зафиксированная документально, говорит о том, что расписная кукла появилась в конце 19 столетия, когда в обществе возник нарастающий интерес к русской культуре и искусству...
Истории создания русской матрешки существует в нескольких версиях. Но основная, зафиксированная документально, говорит о том, что расписная кукла появилась в конце 19 столетия, когда в обществе возник нарастающий интерес к русской культуре и искусству. В это время зародилось художественное направление, получившее название «русский стиль».
Особое внимание тогда в восстановлении русских традиций уделялось крестьянской игрушке. Именно тогда профессиональный художник С.В. Малютин создал эскиз русской деревянной расписной куклы. Это была круглолицая, розовощекая крестьянская девушка, одетая в вышитую сорочку, сарафан и передник. Голова её была покрыта традиционным русским платком, а в руках она держала чёрного петуха.
Эту куклу назвали Матреной, преобразив впоследствии в имя нарицательное «матрешка». Это имя было выбрано не случайно. Матрена – это наиболее распространенное имя для простой русской женщины в конце 19 столетия, означающее в переводе с латинского языка «мать». В народе оно ассоциировалось с матерью большого семейства, здоровой, сильной женщиной.
По эскизу С. Малютина лучший сергиево-посадский игрушечник Звездочкин В. выточил разъемную восьмиместную деревянную куклу. Первой была девочка с черным петухом, потом мальчик, следом опять девочка и так персонажи чередовались, а самая последняя маленькая кукла была спеленатым младенцем.
Идею создания деревянной разъемной куклы художник С. Малютин перенял у японцев. А именно, взял идею с фигурки японского мудреца Фукуруму, представленного в традиционном японском стиле с лицом добродушного лысого старика. В эту фигурку вкладывались еще несколько небольших. По утверждениям японцев, у них эту фигурку впервые выточил неизвестный русский монах.
Технологию вытачивания разъемной игрушки русские мастера усвоили сразу, ведь они уже давно умели вытачивать предметы из дерева, которые можно было вкладывать друг в друга. И до настоящего времени принцип создания матрешки не изменился, все приемы русского токарного искусства сохранились и передаются из поколения в поколение, как, принципе, и материал изготовления – липа, береза, ольха.
Сегодня любой иностранец, приезжая в Россию, ищет на память традиционный русский сувенир. Все знают о существовании матрешки, поэтому сувенир матрешка купить можно уже практически повсеместно. Так что часто именно матрешка становится тем предметом, который будет ярко и реалистично напоминать иностранцу о России.
Комментариев нет:
Отправить комментарий