Образование в Древнем Риме допускало телесные наказания. Об этом хорошо помнят Ювенал и Гораций: последний всегда носил с собой портрет старого учителя, которого называл plagosus (то есть "избивающий"). Таковыми были начальные школы в Риме и на всей территории империи. Порой уроки проводились в обветшалых заброшенных лавках, но чаще на открытом воздухе, под портиками.
Большая часть римлян ограничивалась этим уровнем образования: они умели только читать, писать и считать. Освоив эти нехитрые азы школьной премудрости, они отправлялись работать: детский труд в римском обществе не преследовался по закону.
Отпрыски богатых семейств, которым не нужно работать, продолжали учиться дальше, еще и потому, что их родители прекрасно знали, что хорошее школьное образование очень важно для их карьеры и социального статуса. Подростки от двенадцати лет и старше занимались в "частных школах", где изучали грамматику, а также греческую и латинскую литературу. Ведь для аристократических семейств греческий — статус-символ, обозначающий их принадлежность к "благородному" сословию.
Что изучали на этих уроках? Грамматик (grammaticus), то есть преподаватель, начинал обучение с разбора поэтических текстов древних авторов: "классиков", как сказали бы мы. При объяснении этих текстов он должен искусно коснуться также тем из области астрономии, музыкальной метрики, математики, географии… Таким образом грамматику удавалось "припудрить" своих учеников знаниями из области общей культуры.
Интересно заметить все же, что в древнеримских "средних" школах давалось преимущественно "классическое" образование, как мы бы сегодня сказали, при этом не преподавались ни технические, ни естественнонаучные предметы. Плюс ко всему был предмет, которого не найти в современных школьных расписаниях: мифология.
Большая часть римлян ограничивалась этим уровнем образования: они умели только читать, писать и считать. Освоив эти нехитрые азы школьной премудрости, они отправлялись работать: детский труд в римском обществе не преследовался по закону.
Отпрыски богатых семейств, которым не нужно работать, продолжали учиться дальше, еще и потому, что их родители прекрасно знали, что хорошее школьное образование очень важно для их карьеры и социального статуса. Подростки от двенадцати лет и старше занимались в "частных школах", где изучали грамматику, а также греческую и латинскую литературу. Ведь для аристократических семейств греческий — статус-символ, обозначающий их принадлежность к "благородному" сословию.
Что изучали на этих уроках? Грамматик (grammaticus), то есть преподаватель, начинал обучение с разбора поэтических текстов древних авторов: "классиков", как сказали бы мы. При объяснении этих текстов он должен искусно коснуться также тем из области астрономии, музыкальной метрики, математики, географии… Таким образом грамматику удавалось "припудрить" своих учеников знаниями из области общей культуры.
Интересно заметить все же, что в древнеримских "средних" школах давалось преимущественно "классическое" образование, как мы бы сегодня сказали, при этом не преподавались ни технические, ни естественнонаучные предметы. Плюс ко всему был предмет, которого не найти в современных школьных расписаниях: мифология.
Комментариев нет:
Отправить комментарий