Поиск по этому блогу

пятница, 14 марта 2014 г.

Дочь своего отца

Мы все горюем, теряя родителей. Но когда уходит отец, дочери предстоит пережить расставание с первым мужчиной, который когда-то во многом определил ее жизнь. А если он знаменит и все, что он оставил другим – свои работы, книги, фильмы, – непрестанно напоминает о нем? Мария Гайдар, Мария Болтнева и Александра Довлатова-Мечик вспоминают.

«Ему всегда хватало на меня времени»

Мария Гайдар, 31 год, журналист, политик, дочь экономиста Егора Гайдара
Мария Гайдар, 31 год, журналист, политик, дочь экономиста Егора Гайдара
«Когда в 2009 году умер отец, я должна была быть в другом городе, но случайно оказалась в Москве. Помню ощущение глубокой, обездвиживающей пустоты. По дороге к нему на дачу в машине я услышала, что о его смерти уже говорят по радио. Был слишком большой диссонанс между тем, что чувствовала я, и тем, что звучало вокруг: все обсуждали его уход как историческое событие. После похорон я забрала папин старый домашний свитер и кепку, которую он носил, – у этих вещей был его родной, живой запах… Очень много говорила о нем с родными и друзьями, не могла остановиться. Немного легче мне стало только года через два. Мы с отцом жили на одной волне. Папа часто выступал как наставник, давал мне списки того, что надо прочесть, чтобы лучше разбираться в разных вопросах. Всегда меня поддерживал, внимательно следил за тем, что я делаю: ему хватало на меня времени… А я всегда его защищала. Если кто-то его ругал или критиковал, это вызывало во мне личную обиду. Но со временем выработался иммунитет. Теперь, если я знаю о негативной передаче о нем или публикации, я просто не смотрю и не читаю. Зачем? Ничто не сможет разрушить мое отношение к нему». Записала Е.Ш.

«Он был моим другом»

Мария Болтнева, 30 лет, актриса Театра им. Владимира Маяковского, дочь актера Андрея Болтнева
Мария Болтнева, 30 лет, актриса Театра им. Владимира Маяковского, дочь актера Андрея Болтнева
«Я жила с мамой в Новосибирске, а папа в Москве. Он собирался перевезти нас к себе, но ему все никак не удавалось решить вопрос с квартирой. Он так и умер в общежитии… В 1995 году. Мне было одиннадцать, и я не восприняла это как трагедию – просто осознала факт. Но с каждым годом мне становится все яснее, кого я потеряла. Отец был человеком с необычайным чувством юмора. Мы с ним все время хохотали. Помню, идем по улице и поем «Мы любим буги-вуги». Я – высокую партию, а он вступал басом. Идем, поем, танцуем. Два озорника: большой и маленький. Очень любили маму разыгрывать. И сегодня любой грустный разговор о нем неминуемо превращается в рассказ о его шутках и розыгрышах. Отец был мне и другом, и собеседником, и учителем – благодаря своей невероятной начитанности он знал все обо всем: о планетах, бабочках, небесных явлениях, эзотерических учениях… Сейчас я горжусь тем, что во мне его кровь, его знания, его умение легко жить. Даже беспечно: есть люди, которые крепко стоят на ногах, а он никуда никогда не стремился. Был человеком, который легко идет по жизни: есть – хорошо, нет – и не надо. И очень любил нас с мамой». Записала Е. Г.
Читайте также: Пережить горе

«Мне трудно назвать его отцом»

Александра Довлатова-Мечик, 38 лет, филолог, редактор, дочь писателя Сергея Довлатова
Александра Довлатова-Мечик, 38 лет, филолог, редактор, дочь писателя Сергея Довлатова
«Довлатов прожил три года в Таллине с моей мамой, на которой никогда не был женат. Я родилась в 1975 году. Едва его помню, точнее, помню одну сцену. Стоит в коридоре черный большой дядька, мне велят его поцеловать, а я говорю: «Ты колючий, не хочу». Потом мама рассказала, что он приезжал прощаться перед отъездом в Америку. После мы несколько раз говорили по телефону. Ну о чем могут говорить почти незнакомые люди? Пару писем забавных помню: он присылал из Америки, в письмах были какие-то милые истории. В 14 лет я узнала, что мой отец писатель, прочла все его книги, но для меня они не стали литературой: оказалось, что все действующие лица знакомы мне с детства. Отец умер в 1990 году, когда мне исполнилось 16. Я называю отца Довлатовым, хотя в детстве легко говорила «папа». Сейчас же делаю над собой усилие, чтобы сказать, что я – дочь писателя Сергея Довлатова. У меня есть ощущение, что я не имею права назвать его своим отцом. Да, он записан в моей метрике, в письмах пишет обо мне как о дочери, но все же он не растил меня. Я и маму никогда не спрашивала про отца, очень стеснялась... Его образ собран мною по рассказам друзей, мамы, по его книгам, письмам. Он мне симпатичен своими исканиями, метаниями, нелепостью. В чем-то мы близки: вроде знаешь, что поступаешь хорошо, а все равно сомневаешься. Я люблю писателя Довлатова, но мне сложно произнести, что я люблю отца». Записала Н. К.

Комментариев нет:

Отправить комментарий