136 лет назад звукозапись считали мошенничеством!
11 марта 1878 года фонограф Эдисона был продемонстрирован членам Французской академии. Рассказывают, что опыт ошеломляюще подействовал на академиков, а профессор Жан Буйо возмущённо объявил инженера Тивадара Пушкаша, проводившего демонстрацию, мошенником и чревовещателем.
Столь бурная реакция академика удивительна уже тем, что весть о фонографе ещё в начале года достигла Европы, и даже в России в январском номере журнала «Нива» была помещена статья, где, в частности, говорилось: «Да, это изобретение действительно делает эпоху, мы видим, что человек взошёл теперь на такую ступень власти над явлениями, на которой он по произволу может в любое время воплощать звуки языка в плоть и кровь, видеть их и, так сказать, осязать…»
Впрочем, страсти быстро улеглись, а новая технология невероятными темпами пошла в рост. На Всемирной выставке 1889 года в Париже в павильоне США экспонировалось 45 моделей фонографов различного назначения: настольные диктофоны для секретарш, домашние «музыкальные центры», студийные аппараты для звукозаписи оркестров, огромные «концертные» фонографы и портативные модели для репортёров.
Приехавшему на выставку Эдисону был устроен пышный приём. На верхней площадке только что выстроенной башни инженер Гюстав Эйфель организовал банкет в часть изобретателя. Композитор Шарль Гуно посвятил ему торжественную кантату. Давайте же сегодня вспомним несколько интересных фактов из бурной истории звукозаписи. Итак…
== Задолго до Эдисона
Сам Эдисон называл фонограф своим любимым изобретением, а историю его создания описывал так: «Однажды, когда я ещё работал над улучшением телефона, я как-то запел над диафрагмой, к которой была припаяна стальная игла. Из-за дрожания пластинки игла уколола мне палец, и это заставило задуматься — если бы можно было записать эти колебания иглы, а потом снова провести иглой по такой записи, отчего бы пластинке не заговорить?»
Справедливости ради стоит отметить, что связь звука и вибрации была открыта ещё в 1711 году Джоном Шором, изобретателем камертона, а в 1830-м (за 47 лет до эдисоновского фонографа) французский математик Дюамель прямо указывал на возможность записи звука при помощи гравировки твёрдых материалов.
Самую первую в истории человечества технологию звукозаписи придумал Эдуард Леон Скотт де Мартинвилль. 25 марта 1857 года (за 20 лет до фонографа) он запатентовал устройство, которое назвал «фоноавтограф». Аппарат содержал рупор и мембрану, соединённую с иглой (привет Эдисону!), которая оставляла след на закопчённой поверхности вращающегося цилиндра. К сожалению, Мартинвилль не смог придумать способ воспроизведения своих записей; это сделали за него потомки: в 2008 году случайно найденный в одном из парижских архивов оригинал фонограммы Мартинвилля был подвергнут сканированию и компьютерной обработке.
В результате удалось восстановить крошечный фрагмент песни со словами «В лунном свете Пьеро ответил». После вторичного анализа фонограммы спустя год участники исследования пришли к выводу, что на записи звучит голос самого Мартинвилля. Историк Дэвид Джованнони, участник неформальной группы First Sounds, выполнившей эту кропотливую работу, выразил свои чувства такими словами: «Это волшебство! Это как если бы тебе пело привидение». Сегодня эта фонограмма хранится в Библиотеке конгресса США (но прослушать её в интернете может каждыйhttp://en.wikipedia.org/wiki/File:1860-Scott-Au-Clair..).
Ну и, конечно, нельзя не упомянуть ещё одного (заметьте!) француза — Шарля Кро, поэта, музыканта, учёного. 30 апреля 1877 года (всего за 7 месяцев до объявления Эдисона об изобретении фонографа, которое он сделал 21 ноября того же года) он направляет в национальную Академию наук рукопись, озаглавленную «Процесс записи и воспроизведения явлений, воспринимаемых слухом». Своё изобретение Шарль Кро описывал так: «Мой способ состоит в получении следа переменного движения вибрирующей мембраны так, чтобы можно было воспользоваться тем же следом для воспроизведения первоначальных вибраций. Если мембрана, оснащённая остриём (резцом), вырезает канавку под действием звука, то эта канавка приведёт в колебание мембрану, когда её острие пройдёт снова по канавке, и будет воспроизведён начальный звук». Письмо изобретателя вскрыли по его настойчивой просьбе лишь 3 декабря… В общем, Эдисон в этой гонке победил, а французы в 1920 году учредили академию звукозаписи имени Шарля Кро, которая ежегодно присуждает международную премию за лучшую грамзапись года.
11 марта 1878 года фонограф Эдисона был продемонстрирован членам Французской академии. Рассказывают, что опыт ошеломляюще подействовал на академиков, а профессор Жан Буйо возмущённо объявил инженера Тивадара Пушкаша, проводившего демонстрацию, мошенником и чревовещателем.
Столь бурная реакция академика удивительна уже тем, что весть о фонографе ещё в начале года достигла Европы, и даже в России в январском номере журнала «Нива» была помещена статья, где, в частности, говорилось: «Да, это изобретение действительно делает эпоху, мы видим, что человек взошёл теперь на такую ступень власти над явлениями, на которой он по произволу может в любое время воплощать звуки языка в плоть и кровь, видеть их и, так сказать, осязать…»
Впрочем, страсти быстро улеглись, а новая технология невероятными темпами пошла в рост. На Всемирной выставке 1889 года в Париже в павильоне США экспонировалось 45 моделей фонографов различного назначения: настольные диктофоны для секретарш, домашние «музыкальные центры», студийные аппараты для звукозаписи оркестров, огромные «концертные» фонографы и портативные модели для репортёров.
Приехавшему на выставку Эдисону был устроен пышный приём. На верхней площадке только что выстроенной башни инженер Гюстав Эйфель организовал банкет в часть изобретателя. Композитор Шарль Гуно посвятил ему торжественную кантату. Давайте же сегодня вспомним несколько интересных фактов из бурной истории звукозаписи. Итак…
== Задолго до Эдисона
Сам Эдисон называл фонограф своим любимым изобретением, а историю его создания описывал так: «Однажды, когда я ещё работал над улучшением телефона, я как-то запел над диафрагмой, к которой была припаяна стальная игла. Из-за дрожания пластинки игла уколола мне палец, и это заставило задуматься — если бы можно было записать эти колебания иглы, а потом снова провести иглой по такой записи, отчего бы пластинке не заговорить?»
Справедливости ради стоит отметить, что связь звука и вибрации была открыта ещё в 1711 году Джоном Шором, изобретателем камертона, а в 1830-м (за 47 лет до эдисоновского фонографа) французский математик Дюамель прямо указывал на возможность записи звука при помощи гравировки твёрдых материалов.
Самую первую в истории человечества технологию звукозаписи придумал Эдуард Леон Скотт де Мартинвилль. 25 марта 1857 года (за 20 лет до фонографа) он запатентовал устройство, которое назвал «фоноавтограф». Аппарат содержал рупор и мембрану, соединённую с иглой (привет Эдисону!), которая оставляла след на закопчённой поверхности вращающегося цилиндра. К сожалению, Мартинвилль не смог придумать способ воспроизведения своих записей; это сделали за него потомки: в 2008 году случайно найденный в одном из парижских архивов оригинал фонограммы Мартинвилля был подвергнут сканированию и компьютерной обработке.
В результате удалось восстановить крошечный фрагмент песни со словами «В лунном свете Пьеро ответил». После вторичного анализа фонограммы спустя год участники исследования пришли к выводу, что на записи звучит голос самого Мартинвилля. Историк Дэвид Джованнони, участник неформальной группы First Sounds, выполнившей эту кропотливую работу, выразил свои чувства такими словами: «Это волшебство! Это как если бы тебе пело привидение». Сегодня эта фонограмма хранится в Библиотеке конгресса США (но прослушать её в интернете может каждыйhttp://en.wikipedia.org/wiki/File:1860-Scott-Au-Clair..).
Ну и, конечно, нельзя не упомянуть ещё одного (заметьте!) француза — Шарля Кро, поэта, музыканта, учёного. 30 апреля 1877 года (всего за 7 месяцев до объявления Эдисона об изобретении фонографа, которое он сделал 21 ноября того же года) он направляет в национальную Академию наук рукопись, озаглавленную «Процесс записи и воспроизведения явлений, воспринимаемых слухом». Своё изобретение Шарль Кро описывал так: «Мой способ состоит в получении следа переменного движения вибрирующей мембраны так, чтобы можно было воспользоваться тем же следом для воспроизведения первоначальных вибраций. Если мембрана, оснащённая остриём (резцом), вырезает канавку под действием звука, то эта канавка приведёт в колебание мембрану, когда её острие пройдёт снова по канавке, и будет воспроизведён начальный звук». Письмо изобретателя вскрыли по его настойчивой просьбе лишь 3 декабря… В общем, Эдисон в этой гонке победил, а французы в 1920 году учредили академию звукозаписи имени Шарля Кро, которая ежегодно присуждает международную премию за лучшую грамзапись года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий